Школа №2 г. Сельцо

История школы

Страница директора

Педагогический коллектив

Школьная документация

Мероприятия, проводящиеся в школе

Методические разработки учителей

Фотоальбом

СМИ о школе

Творчество учеников

Контактная информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока :

Значение зеленых растений в природе и жизни

человека.

Задачи :

•  Обобщите знания учащихся о фотосинтезе и роли зеленых растений в природе и жизни человека.

•  Выявить воздействие среды на растения.

•  Воспитывать в уч-ся бережное отношение к природе.

Оборудование :

•  Таблицы «Внутреннее строение листа», «Устьица», «Пшеница».

•  Картины с изображением планеты – Земля, природы.

•  Портрет К.А. Тимирязева.

•  Гербарий растений устойчивых к загрязнению: тополь, черемуха, липа и др.

•  Натуральные объекты: торф, каменный уголь, дерево, лупа, спички, держатель.

Ход урока:

1. Актуализация опорных знаний:

•  Повторение материала усвоенного на предыдущих уроках в парах постоянного состава письменно, на карточках.

1 вариант

2 вариант

1. Приспособление растений к умень-

шению испарения осенью и зимой?

•  Как регулируется испарение воды у

растений?

•  Какой газ нужен растениям для

дыхания?

2. Какой газ выделяется при фотосинтезе?

•  В процессе чего растения накапли-

вают органические вещества?

3. Где могут откладываться органические вещества?

 

2. Мотивация деятельности учащихся.

Учитель приводит слова Климонина Аркадьевича Тимирязева из книги «Жизнь расте-ний» о важной роли зеленых растений в образовании органических веществ и выражает надежду, что на этом уроке они с интересом проследили за «лучом Солнца плененным листом и его удивительной работой». Эту роль он называл комической .

 

3. Изучение нового материала.

Сообщение темы и цели урока. Записать в тетради тему урока и начертить таблицу, которую по ходу урока учащиеся будут заполнять.

Значение растений

в природе

для человека

1. Выделяют кислород, а поглощают

углекислый газ. (космическая)

1. Растения – это пища, лекарство, витамины.

2.Образуют органические

вещества.

2.Строительные материалы.

3.Служат пищей и убежищем

животным.

3.Топливо для промышленности

 

4.Задерживают движение

песков, образование оврагов.

4.Сырье для хим. промышленности.

 

 

5.Растения – природные фильтры воздуха

 

6.Поглощают шум

 

7. Эстетическое значение растений.

 

Учитель : Мы уже не раз говорили о значении растений в предыдущих классах, но сегодня мы будем говорить об этом, зная о таком замечательном процессе как фотосинтез и расширим наше представление о роли растений на нашей планете и для человека.

Учитель обращает внимание на доску, где размещена таблица с изображением планеты «Земля» в космическом пространстве

И предлагает продолжить работу в парах: представить, что Земля – огромный космический корабль с экипажем в 6 млрд. человек, тысячами растений и животных на борту и попробовать продолжить рассказ, указав, где он заправляется горючим, где наполняет запасы пищи? Заслушав несколько ответов учитель помогает учащемся, дополняя и уточняя рассказ:

Миллиарды лет летит Земля в холодном космическом пространстве, защищенная атмосферой от космических тел, но купаясь в лучах Солнца. Никогда и нигде не заправляется ни топливом, ни пищей, ни водой. А почему? Подумайте.

Сообщение учащегося: Подсчитано, что все живые организмы потребляют органических веществ около 350 млрд. тонн, а жизнь на Земле существует уже миллионы лет. За это время ее должно было бы быть съедено, но этого не произошло, а наоборот жизнь развивалась и процветала! Ведь Земля – это одновременно и «великая химическая лаборатория», где главную роль играют растения.

Учитель : И как же мы ответим на вопрос?

Ученик : Все необходимое для жизни на Земле образуется в процессе фотосинтеза, а «химическая лаборатория» - это листья растений.

К. Арк. Тимирязев писал, что луч Солнца «плененный» листом начинает свою работу. Из зеленой былинке вырос колос, из колоса хлеб, а из крохотного семени березы – растение в 25 метров . За счет чего же увеличивается масса?

В ходе беседы ребята устанавливают, что в процессе фотосинтеза увеличивается масса растений, выделяется кислород, а из него атмосфера, поглощается углекислый газ и образуется органические вещества, из которых состояли овощи, фрукты, хлеб.

Вот почему нашему космическому кораблю не нужно наполнять запасы пищи!

Учитель предлагает результаты вывода занести в таблицу.

Сообщение учащегося : Тимирязев назвал растения «солнечными консервами», потому что на Земле благодаря растениям накапливается энергия Солнца, причем в такой форме, которая доступна для других организмов. (Демонстрирует) фрукты и овощи усеиваются и превращаются в другую энергию – мышечную.

Учитель: «Солнечными консервами» длительного хранения можно назвать и каменный уголь, торф, древесину, потому что, сгорая, они выделяют тепловую энергию т. Е. ту солнечную. Которую они запасали, будучи растениями и превратились в уголь и торф за миллионы лет.

- Предлагаем рассмотреть под лупой образцы угля, торфа, древесины. Установить связь между ними. Зажечь спичку (древесина) и почувствовать тепло. Выводы занести в таблицу.

- Работая в парах обсудить, где используются эти полезные ископаемые, и заполнить следующий пункт таблицы.

Заслушав ответы учащихся, учитель обращает внимание на картину природы с изображением растений, животных, цветов, и ученики отмечают эстетическое значение растений, необходимость их для животных.

природа заводы

4. Обобщение.

Учитель : На нашем корабле не только «зеленые лаборатории, но и огромное количество химических заводов и фабрик, выбрасывающих сажу, дым, вредные вещества от которых гибнут растения. Поэтому всем необходимо помнить о бережном отношении к растениям, к природе, к зеленой планете – Земля!

5. Заключение.

1. Оценить учащихся работавших на уроке.

2. Оценки за работу на карточках выставить в

журнал.

6. Задание на дом: 32, написать в тетради мероприятия по охране растений, отметить отношение школьников к природе.

 

 

Биологический вечер для учащихся 6-8 классов

«Птичий КВН»

 

Цель : развитие у школьников познавательного, творческого интереса, углубление интереса к предмету.

Оборудование : медали, вырезанные из картона с изображением гусеницы и майского жука. Тексты басен «Сорока и дятел», «Чиж и голубь», музыкальный центр.

 

Ход вечера :

Ведущие – мальчик и девочка с зелёными повязками на руках.

Ведущий . Мы получили телеграмму от специальных лесных корреспондентов. В ней

сообщается, что прилетели грачи. Путь их был очень тяжелым. Десятки и сот-

ни птиц погибли. Первыми долетели самые сильные и выносливые. Они по

праву заслужили отдых. Сегодня грачи присутствуют у нас на празднике.

На сцену поднимается команда в костюмах грачей.

Ведущая . Экстренное сообщение: прилетели скворцы и жаворонки. На льду появилась

вода. Снег рушится, глухари токуют, дятлы барабанят. Прилетела птичка –

ледоломка - белая трясогузка. Санный путь испортился, значит, настоящая

весна. Давайте её встречать. Для этого создадим вторую команду. Скворцы –

мудрые птицы, их всегда любили за мудрость, ласковость, и трудолюбие. Это

и весёлые птицы, мы слушаем их пение.

На сцену поднимается вторая команда в костюмах скворцов.

Ведущий . Вначале для разминки обе команды должны выдержать конкурс на остроумие,

находчивость. Оценку дает жюри. (Знакомит с жюри.) Лишнее очко получит

та команда, у которой будет больше болельщиков. Команда-победительница

получит самый почетный орден «гусеницу». (Вырезанная из картона ярко-

зелёная гусеница.)

Ведущий . Каждая команда должна по очереди ответить на вопросы.

Какие птицы?

•  прилетают к нам первыми?

•  весной запевают раньше всех?

•  переносят своих птенцов в лапах?

•  пьют древесный сок?

•  не имеют голоса?

•  носят название зверьков грызунов?

•  издают звуки, похожие на лай собаки , смех человека ?

•  носят названия насекомых?

 

Домашнее задание

Стихотворение и песня о птицах. Исполняет каждая команда по очереди. Жюри оценивает.

Грачонок . Торжественно вручаю коллегам этот дар природы. ( Макет майского жука.)

Мы слышали, что вам не хватает жуков и мошек.

Скворец. Благодарим наших друзей за подарок.

 

Каждая команда по очереди изображает комическую сценку из жизни «Дом

занят». Изображается «драка» из-за гнезда , крики птиц , затем все успокаива-

ются, и птицы кружатся в вихре вальса.

Ведущий. Объявляется конкурс для команд на лучшее исполнение танца маленьких

лебедей.

Конкурс эрудитов

 

Ведущий. Каждая команда должна назвать несколько лесных пословиц и поговорок о птицах. На размышление – 30 секунд. Время соревнований – 5 минут.

 

Примерные лесные пословицы и поговорки.

1.Громче всех сойка кричит, да редко права бывает.

2.Против сотни воробьев довольно одного ястреба.

3.Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьёв.

4.Не оттого галка черная, что в трубе гнездится.

5.Раззодорится воробей, так и кота не боится.

6.Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять.

7.Для дятла длинный язык – не порок.

8.Невидимый соловей, да слышный.

9.Дятлу без носа, что волку без ног.

10.Красивая птица, да имя – чечевица.

11.Назвали птицу козодоем, а она и молока в рот не берёт.

12.Спорила галка с вороном : кто черней.

13.Лес не школа, а всех учит.

14.Нет птицы мудрее, чем сова. Всем в лесу голова.

 

Ведущая. Объявляется конкурс на лучшее исполнение песенки о птицах.

Ведущая. Прочитать басни «Сорока и дятел» , «Чиж и голубь» и изобразить их пантомимой в течение 30 секунд. На подготовку – 1 минута. (Тексты басен раздаются командам. В это время – музыкальный номер.)

 

Викторина для зрителей

 

1.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? – Грачи.

2.Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? – В дуплах.

3.Куда девается из скворечника скорлупки разбитых яиц? – Птицы выносят их в клюкве.

4.Из чего делают гнезда наши ласточки? – Из грязи и слюны.

5.Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? – Кукушка.

6.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? – Стрижи.

7.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуйками? – У пингвинов.

8.Какая самая большая птица в мире? – Африканский страус.

9.Назовите самых маленьких птиц в мире? – Колибри.

10.Какая выдалбливает клювом дупло в дереве для своего гнезда? – Дятел.

11.Вьют ли наши перелётные птицы гнезда на юге? – Нет.

12.У какой птицы птенцы шипят, как змеи? – У вертишейки.

13.Какая птица поет хвостом? – Бекас.

14.У какой птицы всего два пальца на ногах? – У Африканского страуса.

15.Какая птица быстрее всех летает? – Стриж.

16.У каких птиц поют самки и самцы? – У снегирей.

 

Подведение итогов. Награждение победителей.


 

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2" © 2006
Hosted by uCoz