Официальный сайт школы № 2

Изображение боя и полководцев в поэме А.С.Пушкина

«Полтава»

Цели урока: - познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина

«Полтава»;

- развивать навыки анализа стихотворного текста;

- воспитывать чувство уважения и любви к Родине, её истории

 

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Сегодня у нас урок литературы, и мы продолжаем изучать творчество А.С.Пушкина.

Мы уже знаем, что А.С.Пушкин очень любил родину, поэтому не единожды за свою недолгую жизнь обращался к её истории.

Произведение, которое будет рассмотрено нами сегодня, было создано в октябре 1828 года, по словам самого Пушкина – «в несколько дней». Это его поэма «Полтава». Запишите тему урока. (СЛАЙД 2)

Наша задача - познакомиться с отрывком из поэмы «Полтава» и проанализировать его, рассмотрев, какими приёмами и изобразительно-выразительными средствами пользуется Пушкин, создавая образы полководцев и сцену боя.

 

2. Проверка домашнего задания.

Итак, «Полтава». Как же создавалась эта поэма? Как работал над ней Пушкин? Дома вы читали отрывок из воспоминаний Михаила Владимировича Юзефовича, археолога, друга Пушкина. Что вам запомнилось?

/ ……пересказ ребятами отрывка /

Вот так «в несколько дней» была написана «Полтава».

 

3. Словарная работа.

Мы раньше уже встречались с пушкинскими поэмами. Вспомните, какими?

/ «Руслан и Людмила», «Медный всадник» /

Вспомните, что такое поэма как жанр литературы? (СЛАЙД 2,продолжение)

/………………../

Правильно. (СЛАЙД 1, продолжение) Поэма – это крупное стихотворное

произведение лироэпического

характера. В поэме есть сюжет,

события (что характерно для

эпического произведения) и открытое

выражение автором своих чувств (как в

лирике).

4. Историческая справка.

Какие же исторические события легли в основу пушкинской поэмы?

/Историческая справка – сообщение ученика /

 

 

5. Знакомство с отрывком.

Обратимся же к отрывку из поэмы, который является кульминационным и носит в литературной критике название «Полтавский бой».

Задание. Слушая отрывок, постарайтесь представить себе ход боя, картины боя. Какое впечатление производит на вас данный отрывок?

Итак, слушаем отрывок в исполнении В.Аксёнова.

/……………./ (СЛАЙД 3)

 

Понравился ли вам отрывок? Что запомнилось особенно? Какое впечатление

произвело на вас описание Полтавского боя?

/ ……………Мощь, напор, стремительность чувствуются в отрывке.

Бой грандиозен и страшен. /

 

 

6. Анализ отрывка.

С чего же начинается описание Полтавского боя? Зачитаем первые строчки.

/…………….Это указание на место событий и время: утро, равнина,

холмы в дыму/

Как вы понимаете строчку «Горит восток зарёю новой»?

/Наступает утро нового дня, заря /

Какие два слова сразу дают понять, что предстоящий бой будет тяжёлым?

/ Горит – не «румянится» и не «сияет», а «горит» (огонь, пожар)

Багровый

 

С изображения какой армии начинает рассказ автор?

/ Первым изображено шведское войско /

Как вы думаете, почему Пушкин, так любящий родину, начинает рассказ с

изображения сильной армии противника?

/Показывает, что противник силён, но тем более славной

будет победа над ним. /

Проследите по тексту, как говорит Пушкин о военных успехах шведов.

/ «Сыны любимые победы…» (шведская армия на тот момент

считалась самой сильной в Европе)

«Но явно счастье боевое служить уж начинает нам.»

«Темнеет слава их знамён…» /

О чём говорят эти строчки?

/ Шведы начинают проигрывать. Победа возможна. И сильного

противника можно победить. Нужно бороться, не бояться. /

 

Кто же вдохновляет русских на эту победу?

/ Пётр /

Пётр. Вот он появляется среди своих войск.

Перечитаем выразительно отрывок, в котором описывается Петр.

Постараемся представить себе этого великого человека.

/ Читает ученик./

Каким же предстаёт перед нами Пётр?

/ Сначала мы его только слышим. Звучный голос. Сравнивается с

грозой. Быстрый, прекрасный, ужасный. Глаза сияют. Могущ и

радостен, как бой. Даже конь гордится таким седоком. …../

Как вы думаете, почему, изображая русского царя, Пушкин выбирает и

ставит рядом слова «ужасен» и «прекрасен»?

/Ужасен – страшен как противник (для шведов); быстр, порывист ….

поэтому страшен и для русских.

Прекрасен – «вдохновенный», увлечён, радостен, даже конь гордится им

Как гроза: страшно, но смотреть хочется /

 

Как вы понимаете выражение Пушкина о Петре «Он поле пожирал очами»?

/ Старался всё увидеть, заметить, оценить ситуацию; был рад бою, хотел

в нём участвовать. /

 

Обратимся к строфе, начинающейся словами «Пирует Петр…». Прочтём её.

Что могли бы вы добавить к характеристике Петра, исходя из этих строчек?

/ Гениальный полководец, любимец солдат. он добр к друзьям и благодушен к

побежденным противникам, считая их « учителями» /

 

Таким, благодаря Пушкину, увидели Петра вы.

 

Посмотрите на иллюстрацию.

Вот каким увидел русского царя в бою М.В.Ломоносов (СЛАЙД 4) Это репродукция с его мозаичной картины «Полтавская баталия». Она сложена из кусочков стекла. Известно, что, создавая картину, её автор с учениками-помощниками провёл три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла.

А вот таким увидел Петра 1 в бою художник С.А.Трофимов (СЛАЙД 4)

Какая из них вам кажется более удачной, более подходящей к пушкинскому произведению? Почему?

/…………………./

 

А как вы думаете, кто изображён на этой иллюстрации? (СЛАЙД 5)

/ Это Карл XII , шведский король /

Соответствует ли иллюстрация тексту поэмы? Докажите.

/…………………/

Каким изобразил Карла Пушкин?

/…………………. Бледный, «недвижим», страдающий от боли,

задумчивый, смущённый успехами русских (не знает, что

предпринять), взволнованный положением шведской армии,

недоумевающий (не понимает, как могли русские потеснить

шведскую армию) /

 

Пётр и Карл. (СЛАЙД 6) Какой приём использует Пушкин, изображая двух

полководцев?

/ Антитеза, т.е. противопоставление (в данном случае образов)/

Как вы думаете, почему Пушкин с такой разительной непохожестью изображает

двух полководцев?( С какой целью?)

/ Во-первых, Пушкин следует исторической действительности (Карл

был ранен, страдал от раны). Но с другой стороны, в Пушкине

говорит патриот, поэтому он стремится возвысить, возвеличить образ

Петра и принизить образ Карла. /

 

 

Обратимся же дальше к тексту. Перед нами описание решающего момента в

Полтавской битве.

/ Чтение учеником /

(СЛАЙД 7) В.Г.Белинский (кто такой?), прочитав поэму Пушкина, так сказал о сцене Полтавского боя: «…картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою…живописец мог бы писать с неё, как с натуры » Как вы понимаете это высказывание Белинского?

/……Художник мог бы, прочитав пушкинские строки, представить

сражение и нарисовать его: так мастерски сумел передать автор

образ сражения/

Как же удалось поэту создать словами столь зримую картину? Давайте посмотрим,

какими же изобразительно-выразительными средствами пользуется Пушкин.

Обратимся непосредственно к тексту.

Как говорит Пушкин о начале боя? Почему?

/ «Грянул» - мощно, сильно, стремительно (не «начался», а «грянул») /

С помощью какой части речи Пушкин передаёт стремительность боя?

Почему?

/Глаголы. Они обозначают действие, т.е. движение./

Найдите эти глаголы.

/Сошлись, грянул, смыкает, рубятся, прыгают, разят, роют, шипят,

колет, рубит, режет/

А какая ещё часть речи, обозначающая действие, но только добавочное к

глаголу-сказуемому, используется автором в описании боя?

/Это деепричастие /

Назовите эти деепричастия.

/Звуча, сшибаясь, бросая /

Перечитаем последние 4 строчки. Какой приём использует Пушкин? Чему

служит этот приём?

/Бессоюзие. Используется, чтобы подчеркнуть стремительность боя,

круговерть боя./

И даже определение-эпитет помогает передать всё ту же стремительность.

Найдите его.

/ Летучая конница /

Как понимаете вы этот эпитет?

/ Быстрая, лёгкая, стремительная конница /

 

 

Но только ли стремителен бой? Какой он ещё? ( Но бой не только

стремителен, он страшен.) Докажите текстом.

/ «В огне, под градом раскаленным…»

«Над падшим строем свежий строй…»

«Бросая груды тел на груду….»

«Шары чугунные…………

Прах роют и в крови шипят»

«…стон»

«И смерть и ад со всех сторон» /

Посмотрите, какие изобразительно-выразительные средства использует

Пушкин, рисуя ужас боя?

/ Сравнение. 1 «Тяжкой тучей отряды конницы летучей…» (Отряды, как

туча. Грозная громада, тяжёлая масса, налетает, закрывая всё.

2.Раскалённый град – пули, осколки снарядов

Эпитет «тяжкой» (страшной, очень тяжёлой )

Олицетворение. «Шары…прыгают, разят … роют…шипят. )

Гипербола. «Бросая груды тел на груду….»

 

 

Мы почувствовали стремительность боя, увидели, как он страшен. А теперь

прислушайтесь. Слышите ли вы звуки боя?

/прочитать несколько строк, выделяя голосом звуки /

Услышали звуки? Какие? Какой приём помогает их передать?

/ Грохот и гул боя. Звуки г , р , гр ; у

Звукопись. / повторение согласных – аллитерация,

повторение гласных - ассонанс

 

 

Вернёмся к высказыванию Белинского. Прав ли он был, сказав, что «…картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою…живописец мог бы писать с неё, как с натуры»?

/ Безусловно, прав. Читая отрывок, мы можем ярко представить и

прочувствовать всё происходящее. А ещё мы можем услышать этот

бой. (Помощь композитору) /

 

Всего 16 строк – и такая ёмкая картина. Н.В.Гоголь сказал о творчестве Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». Поэтому внимательный читатель, обращаясь к отрывку снова и снова, всякий раз будет находить что-нибудь, не замеченное ранее.

 

В начале урока мы сказали, что поэма – лиро эпический жанр. Скажите, какие чувства проявляет поэт, изображая Полтавскую битву?

/ Любовь к родине, гордость за её храбрых сынов /

7. Выводы.

Итак, что же мы узнали на сегодняшнем уроке?

/……………/

8. Оценки за урок………

9. Домашнее задание.

1). Вспомните, у какого ещё поэта, в каком произведении мы встречали мастерски созданную картину битвы?

/М.Ю.Лермонтов «Бородино», Бородинская битва /

Перечитайте дома описание Бородинского сражения. Справедливо ли отметил писатель Андроников, что Пушкин показывает Полтавскую битву «сверху», словно с командного пункта, «крупно», а Лермонтов Бородинскую так, как видит её рядовой солдат. Докажите свою точку зрения.

2). Отрывок наизусть.

 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2
Hosted by uCoz