Рецензия на рассказ Солженицына
«Матрёнин двор»
Рассказ Солженицына «Матренин двор» написан в 1959 году. Первое название этого произведения – «Не стоит село без праведника». Окончательное название дал Твардовский, который руководил журналом «Новый мир». В некотором роде Твардовский совершил своеобразный подвиг, так как напечатал рассказ человека, осуждённого на восемь лет из-за подслеженной в переписке критики Сталина. При публикации рассказа год действия его, 1956, подменялся годом 1953, то есть дохрущёвским временем, чтобы избежать очередного инцидента. Впервые «Матрёнин двор» был напечатан в «Новом мире» в 1963 году.
«Матрёнин двор» был первым из рассказов Солженицына, который подвергся резкой критике в советской прессе.
Произведение Солженицына во многом автобиографично. Повествование ведётся от лица сельского учителя математики, недавно вернувшегося из заключения и осевшего в небольшой деревушке Тальново. В центре внимания повествователя – трагическая судьба Матрёны Васильевны Григорьевой. Прожившая безотрадную жизнь, Матрёна погибает нелепой и страшной смертью на железнодорожном переезде «из-за жадности нескольких людей: захватить участок земли или не делать второго рейса трактатом». Это драматическое событие и становится толчком для осмысления её личности и судьбы.
По мнению соседей, вся жизнь Матрёны была несуразной: жила она бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, «… и за обзаводом не гналась, и небрежная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила», «не гналась за нарядами, за одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Ничего не скопила она на своём веку, единственные её ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы, заполняющие «одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Все люди, окружающие Матрену, беспощадно пользовались её добротой и простодушием. Но кроткая крестьянка не жаловалась, а принимала мир таким, каким он был, сохраняя при этом доброе расположение к людям. А если и сердилась Матрёна на кого-нибудь, то лечила себя русским лекарством – работой. «наломавши спину ношей», возвращалась в избу она «уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Только изредка вырывается у неё: «Притесняют меня, Игнатич… Иззаботилась я». Устала она от тяжёлого быта, от равнодушия тех, кто видит смысл жизни в богатстве и накопительстве. Невостребованными остаются лучшие её качества, которые так ярко изображает писатель. То время не нуждалось в таких людях. Значит, что-то изменилось в отношениях между людьми? Значит, понизилось достоинство правды, труда и совести!?
Только после смерти Матрёны рассказчик понимает, что она и «есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Да и не только село, а «вся земля наша». Не случайно в финале рассказа появляется образ «древней» старухи, которая воплощает в себе всю народную мудрость. Она взирает с печи «осуждающе на неприлично оживлённую пятидесяти-и шестидесятилетнюю молодёжь». Она понимает, что так и не осознали люди смысла жизни Матрёны. Недоступно им это.
Солженицын в своём рассказе показывает нам мнимые основы общества, на которых невозможно построить здоровую жизнь. Противостоит им трудолюбие и незлобивость Матрёны, которая покоряет сердца читателей своей кроткостью, добротой и готовностью помочь людям в трудную минуту.
Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» запомнится мне на всю жизнь. Я не призываю жить всех так, как жила Матрёна Васильевна. Каждый человек в праве распоряжаться своей судьбой. Но прожить жизнь достойно, без злобы, зависти к окружающим людям, сохранить и передать другому поколению лучшие качества нации нужно пытаться. В рассказе «Матрёнин двор» заключается правда о жизни русской деревни, о жизни всей страны, которая была искусно спрятана писателем между строк, не прорываясь к читательским сердцам, заставляя не только сопереживать Матрёне, но и задумываться о совей жизни.
Слово об учителе.
Осень… Когда-то в это время года ты и миллионы твоих ровесников шли в школу. Ты учился, дрался, отдыхал и с неохотой праздновал День учителя. Конечно, лучше было бы отпраздновать Новый год. Ты не любил этот праздник. Конечно, ты помнил свою первую учительницу, но особо не жаловал этих учителей, надоедавших со своими уроками. Потом ты понял всё, но было поздно: ты уже вырос, и юность осталась далеко позади. Ты понял, что каждый, даже самый нелюбимый учитель, сделал всё, чтобы по окончании школы ты не потерялся в незнакомой для тебя взрослой жизни. Каждый подарил тебе частицу тепла и добра (вовсе не абстрактных знаний, как ты думал, а нечто большее), а ты и не замечал этого. А если и замечал, то не обращал внимания, воспринимая всё как должное. Во время учёбы ты ни разу не задумался о тяготах учительского труда. Ты думал, что проще профессии нет. Понял ты настоящую суть очень поздно: только тогда, когда сам стал «учителем» на работе, дома или, может быть, даже в школе. Только тогда ты понял, сколько тысяч неблагодарных учеников прошло через учителя, обучавшего тебя. Сколько тысяч учеников после окончания школы забыло его, последнего наставника перед трудной жизненой дорогой. А потом, в тридцать, сорок и пятьдесят лет ты вспомнил о нём и спросил себя: не было ли это самым первым и большим грехом твоей жизни и достоин ли ты после этого звания «человек»?
11 класс Козлов В. 1996 год
Я пускаю пузыри из пены,
Я читаю глупые книжки,
Я мечтаю съездить в Вену
И иметь карманную мышку…
Я умею плести веночки,
Я умею рассказывать сказки,
Я люблю собирать цветочки…
У меня есть альбом и краски.
Я возьму карандаш и листочек,
Я послушаю ветер в трубе,
Я срифмую несколько строчек,
А потом подарю их тебе…
Мой дом.
Застывший кадр. Передо мной окно ночное.
В нём крыши города спят тихим снов.
Моя бессонница глядит кино немое
С названьем тихим «Одиночество втроём».
И вдруг, или спасаясь от погони,
А, может быть, увидев свет в окне,
Вспорхнула горлинка на узкий подоконник
И стала клювом стучаться в дом ко мне
Крича, о помощи моля, экран оконный!
Не в силах я была изгнаннице помочь.
Она в мои глаза взглянула удивлённо
И улетела в нескончаемую ночь.
Я не впущу тебя в мой дом, прости меня, птица.
Хотя ярок свет его, но он моя темница.
Школа, в которой я учусь.
Я учусь в школе №2 г.Сельцо. Я очень рада, что учусь именно в этой школе. Здесь учился мой папа, Игорь Анатольевич. Здесь хорошие, внимательные учителя. Мне нравится почти все предметы, которые ведут учителя. Когда я пошла в 5 класс, мне говорили, что многие из них очень строгие, но это оказалось не так. Они провели у нас несколько уроков и я сделала вывод, что они бывают строгие ,потому что так надо. Больше всего мне нравится предметы: литература, математика и иностранный язык. Зимой на уроках физкультуры мы ходим заниматься в бассейн. И мне это очень нравится. В нашей школе проводится много соревнований. У нас дружный класс. Мы все вместе ходили в поход, были в цирке.
Каждый праздник мы стараемся отметить: проводим утренники, вечера, поздравляем ветеранов войны. В этом нам помогает наш классный руководитель Елена Сергеевна.
Директор нашей школы заботится о нас. Делает всё возможное, чтобы нам было интересно учиться. Здание нашей школы старое, но зато уютное. Школа – мой второй дом, где я могу получать знания и быть счастливой.
Фандеева Маргарита. 5-б