История школы Мероприятия, проводящиеся в школе
|
Тема урока : Значение зеленых растений в природе и жизни человека. Задачи : Обобщите знания учащихся о фотосинтезе и роли зеленых растений в природе и жизни человека. Выявить воздействие среды на растения. Воспитывать в уч-ся бережное отношение к природе. Оборудование : Таблицы «Внутреннее строение листа», «Устьица», «Пшеница». Картины с изображением планеты – Земля, природы. Портрет К.А. Тимирязева. Гербарий растений устойчивых к загрязнению: тополь, черемуха, липа и др. Натуральные объекты: торф, каменный уголь, дерево, лупа, спички, держатель. Ход урока: 1. Актуализация опорных знаний: Повторение материала усвоенного на предыдущих уроках в парах постоянного состава письменно, на карточках.
2. Мотивация деятельности учащихся. Учитель приводит слова Климонина Аркадьевича Тимирязева из книги «Жизнь расте-ний» о важной роли зеленых растений в образовании органических веществ и выражает надежду, что на этом уроке они с интересом проследили за «лучом Солнца плененным листом и его удивительной работой». Эту роль он называл комической .
3. Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока. Записать в тетради тему урока и начертить таблицу, которую по ходу урока учащиеся будут заполнять. Значение растений
Учитель : Мы уже не раз говорили о значении растений в предыдущих классах, но сегодня мы будем говорить об этом, зная о таком замечательном процессе как фотосинтез и расширим наше представление о роли растений на нашей планете и для человека. Учитель обращает внимание на доску, где размещена таблица с изображением планеты «Земля» в космическом пространстве И предлагает продолжить работу в парах: представить, что Земля – огромный космический корабль с экипажем в 6 млрд. человек, тысячами растений и животных на борту и попробовать продолжить рассказ, указав, где он заправляется горючим, где наполняет запасы пищи? Заслушав несколько ответов учитель помогает учащемся, дополняя и уточняя рассказ: Миллиарды лет летит Земля в холодном космическом пространстве, защищенная атмосферой от космических тел, но купаясь в лучах Солнца. Никогда и нигде не заправляется ни топливом, ни пищей, ни водой. А почему? Подумайте. Сообщение учащегося: Подсчитано, что все живые организмы потребляют органических веществ около 350 млрд. тонн, а жизнь на Земле существует уже миллионы лет. За это время ее должно было бы быть съедено, но этого не произошло, а наоборот жизнь развивалась и процветала! Ведь Земля – это одновременно и «великая химическая лаборатория», где главную роль играют растения. Учитель : И как же мы ответим на вопрос? Ученик : Все необходимое для жизни на Земле образуется в процессе фотосинтеза, а «химическая лаборатория» - это листья растений. К. Арк. Тимирязев писал, что луч Солнца «плененный» листом начинает свою работу. Из зеленой былинке вырос колос, из колоса хлеб, а из крохотного семени березы – растение в 25 метров . За счет чего же увеличивается масса? В ходе беседы ребята устанавливают, что в процессе фотосинтеза увеличивается масса растений, выделяется кислород, а из него атмосфера, поглощается углекислый газ и образуется органические вещества, из которых состояли овощи, фрукты, хлеб. Вот почему нашему космическому кораблю не нужно наполнять запасы пищи! Учитель предлагает результаты вывода занести в таблицу. Сообщение учащегося : Тимирязев назвал растения «солнечными консервами», потому что на Земле благодаря растениям накапливается энергия Солнца, причем в такой форме, которая доступна для других организмов. (Демонстрирует) фрукты и овощи усеиваются и превращаются в другую энергию – мышечную. Учитель: «Солнечными консервами» длительного хранения можно назвать и каменный уголь, торф, древесину, потому что, сгорая, они выделяют тепловую энергию т. Е. ту солнечную. Которую они запасали, будучи растениями и превратились в уголь и торф за миллионы лет. - Предлагаем рассмотреть под лупой образцы угля, торфа, древесины. Установить связь между ними. Зажечь спичку (древесина) и почувствовать тепло. Выводы занести в таблицу. - Работая в парах обсудить, где используются эти полезные ископаемые, и заполнить следующий пункт таблицы. Заслушав ответы учащихся, учитель обращает внимание на картину природы с изображением растений, животных, цветов, и ученики отмечают эстетическое значение растений, необходимость их для животных. природа заводы 4. Обобщение. Учитель : На нашем корабле не только «зеленые лаборатории, но и огромное количество химических заводов и фабрик, выбрасывающих сажу, дым, вредные вещества от которых гибнут растения. Поэтому всем необходимо помнить о бережном отношении к растениям, к природе, к зеленой планете – Земля! 5. Заключение. 1. Оценить учащихся работавших на уроке. 2. Оценки за работу на карточках выставить в журнал. 6. Задание на дом: 32, написать в тетради мероприятия по охране растений, отметить отношение школьников к природе.
Биологический вечер для учащихся 6-8 классов «Птичий КВН»
Цель : развитие у школьников познавательного, творческого интереса, углубление интереса к предмету. Оборудование : медали, вырезанные из картона с изображением гусеницы и майского жука. Тексты басен «Сорока и дятел», «Чиж и голубь», музыкальный центр.
Ход вечера : Ведущие – мальчик и девочка с зелёными повязками на руках. Ведущий . Мы получили телеграмму от специальных лесных корреспондентов. В ней сообщается, что прилетели грачи. Путь их был очень тяжелым. Десятки и сот- ни птиц погибли. Первыми долетели самые сильные и выносливые. Они по праву заслужили отдых. Сегодня грачи присутствуют у нас на празднике. На сцену поднимается команда в костюмах грачей. Ведущая . Экстренное сообщение: прилетели скворцы и жаворонки. На льду появилась вода. Снег рушится, глухари токуют, дятлы барабанят. Прилетела птичка – ледоломка - белая трясогузка. Санный путь испортился, значит, настоящая весна. Давайте её встречать. Для этого создадим вторую команду. Скворцы – мудрые птицы, их всегда любили за мудрость, ласковость, и трудолюбие. Это и весёлые птицы, мы слушаем их пение. На сцену поднимается вторая команда в костюмах скворцов. Ведущий . Вначале для разминки обе команды должны выдержать конкурс на остроумие, находчивость. Оценку дает жюри. (Знакомит с жюри.) Лишнее очко получит та команда, у которой будет больше болельщиков. Команда-победительница получит самый почетный орден «гусеницу». (Вырезанная из картона ярко- зелёная гусеница.) Ведущий . Каждая команда должна по очереди ответить на вопросы. Какие птицы? прилетают к нам первыми? весной запевают раньше всех? переносят своих птенцов в лапах? пьют древесный сок? не имеют голоса? носят название зверьков грызунов? издают звуки, похожие на лай собаки , смех человека ? носят названия насекомых?
Домашнее задание Стихотворение и песня о птицах. Исполняет каждая команда по очереди. Жюри оценивает. Грачонок . Торжественно вручаю коллегам этот дар природы. ( Макет майского жука.) Мы слышали, что вам не хватает жуков и мошек. Скворец. Благодарим наших друзей за подарок.
Каждая команда по очереди изображает комическую сценку из жизни «Дом занят». Изображается «драка» из-за гнезда , крики птиц , затем все успокаива- ются, и птицы кружатся в вихре вальса. Ведущий. Объявляется конкурс для команд на лучшее исполнение танца маленьких лебедей. Конкурс эрудитов
Ведущий. Каждая команда должна назвать несколько лесных пословиц и поговорок о птицах. На размышление – 30 секунд. Время соревнований – 5 минут.
Примерные лесные пословицы и поговорки. 1.Громче всех сойка кричит, да редко права бывает. 2.Против сотни воробьев довольно одного ястреба. 3.Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьёв. 4.Не оттого галка черная, что в трубе гнездится. 5.Раззодорится воробей, так и кота не боится. 6.Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять. 7.Для дятла длинный язык – не порок. 8.Невидимый соловей, да слышный. 9.Дятлу без носа, что волку без ног. 10.Красивая птица, да имя – чечевица. 11.Назвали птицу козодоем, а она и молока в рот не берёт. 12.Спорила галка с вороном : кто черней. 13.Лес не школа, а всех учит. 14.Нет птицы мудрее, чем сова. Всем в лесу голова.
Ведущая. Объявляется конкурс на лучшее исполнение песенки о птицах. Ведущая. Прочитать басни «Сорока и дятел» , «Чиж и голубь» и изобразить их пантомимой в течение 30 секунд. На подготовку – 1 минута. (Тексты басен раздаются командам. В это время – музыкальный номер.)
Викторина для зрителей
1.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? – Грачи. 2.Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? – В дуплах. 3.Куда девается из скворечника скорлупки разбитых яиц? – Птицы выносят их в клюкве. 4.Из чего делают гнезда наши ласточки? – Из грязи и слюны. 5.Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? – Кукушка. 6.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? – Стрижи. 7.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуйками? – У пингвинов. 8.Какая самая большая птица в мире? – Африканский страус. 9.Назовите самых маленьких птиц в мире? – Колибри. 10.Какая выдалбливает клювом дупло в дереве для своего гнезда? – Дятел. 11.Вьют ли наши перелётные птицы гнезда на юге? – Нет. 12.У какой птицы птенцы шипят, как змеи? – У вертишейки. 13.Какая птица поет хвостом? – Бекас. 14.У какой птицы всего два пальца на ногах? – У Африканского страуса. 15.Какая птица быстрее всех летает? – Стриж. 16.У каких птиц поют самки и самцы? – У снегирей.
Подведение итогов. Награждение победителей. |
|||||||||||||||||||||||||||
|