**История школы **Школьная **документация **Мероприятия, **проводящиеся в **школе |
Тема: Строение атома. Ядерные силы. Класс: 10 Цели и задачи урока: повторить строение атома, состав атомного ядра; рассмотреть соотношения между размерами атома и ядра; выяснить физический смысл порядкового номера; периодической системы Д.И.Менделеева и физический смысл массового числа; дать понятие ядерных сил и рассмотреть их свойства; научить определять количество протонов, электронов, нейтронов в атоме. Тип урока: Изучение нового материала Оборудование: периодическая система элементов, таблица «опыт Резерфорда».
Ход урока: 1. Изучение нового материала - Каково строение атома? (Атом состоит из положительного ядра, вокруг которого вращаются отрицательные электроны) - Каков состав ядра? (Ядро состоит из нейтронов и протонов) - Какое явление доказывает сложный состав ядра? (Явление радиоактивности, когда из ядра вылетают различные частицы.) - Какое ядро испускает альфа-, бета- и гамма- лучи, кто это Ядро атома радия. Это обнаружил Э. Резерфорд. - Возможен ли вылет одних альфа- частиц? (Да, возможен. Это называется альфа-распадом.) - Возможен ли вылет из ядра одних бета-частиц? (Да, возможен. Это называется бета-распадом.) - Какие законы выполняются при радиоактивных распадах? (Закон сохранения заряда и массы.) Итак, в состав атома входят положительные и отрицательные частицы: протоны и электроны и распределены они неравномерно по всему объему атома. Но к такому вы-воду ученые пришли не сразу. Рассмотрим модель Томсона (1903 год) : атом - сплошной шар, по всему объему которого равномерно распределен положительный и отрицательный заряд (электроны) Такая модель нуждалась в экспериментальной проверке. В 1911 году эту проверку осуществил Э. Резерфорд. Цель его опытов — выяснить распределение положительно-го заряда внутри атома. для этого атомы золота бомбардировал альфа-частицами. За-ряд альфа-частиц равен +2, масса равна 4 а.е.м., скорость равна 15000 км\с. Для обнаружения альфа- частиц служит стеклянньи кран, покрытый специальным веществом. Благодаря этому в местах попадания возникают вспышки. Если атомы сплошные, то частицы должны рассеиваться в разные стороны равномерно. В действи-тельности этого не происходило: небольшое число частиц рассеивалось на углы около 90 градусов, и лишь одна из 2000 отбрасывалась назад. Сам Резерфорд говорил: « Это неправдоподобно так же, как если бы вы выстрели пятнадцатифунтовым снарядом в папиросную бумагу, а снаряд отскочил бы обратно и убил вас самих!»
Вывод: - положительный заряд сосредоточен в небольшом объеме-ядре - вокруг ядра на большом расстоянии вращаются электроны. Это планетарная модель атома.
Атом урана Атом гелия Атом водорода Резерфорд оценил размеры атома и ядра. Если атомы имеют размеры порядка 10.10 м., то ядро имеет размеры порядка 10 -14 м 10 -15 м. Если увеличить диаметр ядра водорода до одного см, то диаметр атома будет 10000см или 1 км. Атом-пустота в очень-очень малом объеме. Если бы в атомах, составляющих тело человека, все электроны приблизились вплотную к своим ядрам, человек превратился бы в крошечное существо, объем которого не превысил 0,000001 см3. Разница масс ядра и электронов тоже колоссальная: если массу электрона увели-чить до одного грамма, то масса атома водорода станет 2000 грамм. Кроме того, из формулы Резерфорда по измеренному числу частиц, рассеянных под определенным углом, определили число положительных элементарных зарядов, содержащихся в ядре атома рассеивающей фольги. Опыты показали, что это число совпадает с порядковым номером 2 элемента в таблице Д.И. Менделеева. - Так как атом нейтрален, то число протонов равно числу электронов. Ядро также име-ет сложное строение. В ядре атома должна существовать и нейтральная частица, это предсказание Резерфорда было экспериментально подтверждено в 1932 году, когда его ученик Чедвик открыл нейтрон. Итог - ядро состоит из протонов и нейтронов, которые называются нуклонами. М = 14 + 2, где Ь — число нейтронов, 2 - число протонов, М - массовое число. Нуклоны в ядре удерживаются ядерными силами. Свойства ядерных сил: - они в 100 раз больше электромагнитных. - короткодействующие. II. Подведем итоги: А) - Какова планетарная модель строения атома? - Каков состав ядра атома? - Какие нуклоны входят в состав атома? - Как определить число протонов, электронов и нейтронов? - Каковы размеры атома, ядра? - Какие силы удерживают нуклоны в ядре? Б) Проверочная тестовая работа: 1. Используя планетарную модель атома можно утверждать, что: а) заряд ядра атома равен сумме зарядов электронов, входящих в его состав; б) заряд ядра атома больше суммы зарядов электронов, входящих в его состав; в) заряд ядра атома меньше суммы зарядов электронов, входящих в его состав. 2. В ядре элемента Ёа содержится: а) 88 протонов и 138 нейтронов 6)138 протонов и 88 нейтронов в) 88 протонов и 226 нейтронов г) 226 протонов и 88 нейтронов 3. В результате бомбардировки ядра азота произошла следующая реакция N + ?— О + Н Какая частица использовалась при бомбардировке?: а) альфа-частица б) электрон в) протон г) нейтрон 4. Чему равно число электронов в ядре U : а) 92 б) 238 в) 146 г) 0 5. Электронная оболочка в атоме А l : а) 27 электронов б) 40 электронов в) 13 электронов г) 14 электронов 6. Ядро бора В состоит из: а) 5 электронов и 11 нейтронов б) 5 протонов и 6 нейтронов в) 5 протонов и 11 нейтронов г) 11 протонов и 6 электронов 7. В результате бета-распада ядро М g превращается в ядро: а) Ne в) N а б) Mg г) А1 8. При образовании из нейтрального атома положительного иона: а) ядро атома приобретает 1 или несколько протонов б) ядро теряет 1 или несколько электронов в) кол-во электронов, движущихся вокруг ядра, увеличивается г) кол-во электронов, движущихся вокруг ядра, уменьш ается.
III . Домашнее задание: |
||||||
|