Официальный сайт школы № 2

Внеурочное мероприятие по курсу «Мой выбор»

Тема: «Закон и Я»

 

«Закону, правителю и более мудрому следует повиноваться»

Демокрит

 

Оформление доски: портрет В.В. Путина, название станций, изображение богини правосудия, схема ветвей власти, выставка законов.

 

Цели:

  1. Осознание учащимися значения законов в жизни.
  2. Воспитание у учащихся потребности в соблюдении законов.
  3. Продолжить навыки работы в группах.

 

Оборудование:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Тексты законов.
  3. Материалы газет, иллюстрации и др.

 

Ход мероприятия:

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы и целей.
  3. Работа по теме.

 

У: Ребята, что же такое закон?

Д: Высказывания детей.

У: Закон – нормативно-правовой акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном законом порядке.

Какие законы Вам известны?

Д: Высказывания.

У: Ваш выбор?

Д: Уважать закон.

У: Какой самый главный основной закон?

Д: Конституция Российской Федерации.

У: Перед Вами свод кодексов и законов (обращает внимание на выставку). Представьте на секунду, что не существует законов, которые организуют работу служащих: госавтоинспекции, ведущих расследование преступлений и т.д. Ситуация обсуждается в группах. Ваш выбор?

Д: Законы имеют огромное значение.

У: Аргументы за и против.

Д: Высказывания.

У: Велика и прекрасна наша страна – Российская Федерация. Главой нашего государства является президент Путин Владимир Владимирович, он – гарант Конституции Российской Федерации, все законы принимает парламент – Федеральное Собрание. Обращается внимание учащихся на схему ветвей власти.

В сложном и противоречивом мире, в котором мы живем, очень важно сделать правильный выбор в той или иной ситуации, т.к. отвечать за свой выбор придется Вам самим.

Первая станция, куда мы отправимся в путешествие, называется «Мои права».

В Конституции РФ правам человека посвящена II глава (рассказ учителя).

Перед Вами сокращенный перечень прав ребенка (по Конвенции о правах ребенка 1989 г .). Определите, какие права детей были нарушены? Задание для работы в группах:

•  В больнице ребенку перелили зараженную кровь (ст. 6 Конвенции).

•  15-летнему подростку запретили посещать церковь (ст.14 Конвенции).

•  14-летнего подростка привлекли к участию в боях (ст. 38 Конвенции).

•  Учащегося отчислили из школы из-за перемены места жительства (ст. 28 Конвенции).

•  На детской площадке мужчина бил ребенка лет четырех (ст. 19 Конвенции). Учитель также обращает внимание на Семейный кодекс РФ – ст.56 «Право ребенка на защиту».

Молодцы, с заданием справились!

Защищая свои права, никогда не нарушайте прав другого человека. Ваш выбор?

Д: Не нарушать права других людей.

У: Зная свои права нужно помнить и об обязанностях.

Д: Называют обязанности.

У: Отправляемся на станцию «Криминальная». Вы получили задание собрать материал о преступности в РФ, Брянской области, г. Сельцо (обращает внимание на выставку). Почему одни люди никогда не нарушают законы, а другие не выходят из тюрем?

Д: Высказывания.

У: Что же изучает криминология?

Д: Высказывания.

У: Криминология – наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах ее предупреждения.

Растет число краж, убийств, расширяется сфера преступности. На доске таблица:

2000 год

2165 преступлений

2005 год

?

 

Каковы же причины преступности?

Д: Высказывания.

У: Предлагается дискуссия: как остановить насилие? Работа в группах. Три подхода к проблеме:

  1. Ужесточение.
  2. Просвещение.
  3. Деятельность.

Аргументы групп за и против. Ваши предложения по борьбе с преступностью. Какая работа проводилась в Брянской области и у нас в г.Сельцо? (операция называлась «Участок»). Рассказ учителя о работе милиции. Инсценировка работы милиции. Предложите свой способ борьбы с преступностью (творческая работа в группах). Ваш выбор?

Д: Никогда не совершать преступлений.

У: Что же такое преступление?

Д: Высказывания.

У: Преступление – запрещенное уголовным законом, общественно опасное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие).

Разбор ситуаций (игровые методики). Ваш выбор?

Д: Не нарушать закон.

Проведение игры: «Заколдованный человек».

Играют два человека. 1 – заколдован, не говорит. 2 – делает опасное предложение. 1 – отказывается с помощью мимики жестов. Ваш выбор?

Д: Не нарушать закон.

У: Продолжаем путешествие. Следующая станция «Судебная». Что такое суд?

Д: Высказывания.

У: Суд – место, где разрешаются споры в установленном законом порядке.

За совершением преступления обязательно следует наказание. Всегда ли так было? Вспомним историю. Рассказы детей о «суде божьем», об ордалиях. Ваш выбор?

Д: Судить преступников по закону.

У: Обратимся к проблеме смертной казни. Дискуссия.

Почти во всех государствах Западной Европы отмена смертной казни не приводит к росту тяжких преступлений. В других (к ним принадлежит Россия) есть опасность увеличения подобных преступлений. Собранный Вами материал говорит об этом. В связи с тем, что Россия вступила в Совет Европы применение смертной казни у нас в стране приостановлено.

Вторая группа проводила социологический опрос на эту тему (все слушают данные социологического опроса). Мы видим разные точки зрения. Каждое мнение имеет право на существование.

Творческое задание в группах: игра «Депутаты» (придумать самим закон):

  1. Изобразить.
  2. Придумать лозунг.
  3. Значение закона.

Ваш выбор?

Д: Не нарушать закон (группы предлагают варианты законов: о борьбе с вандализмом, о защите чести и достоинства и т.д.).

У: До судебного процесса проводится много мероприятий: эксперименты, опознания и т.д. Сейчас мы проведем литературное опознание. Внимание: конкурс! (отрывок из книги Д. Дефо «Приключение Робинзона Крузо»).

Молодцы! С заданием справились хорошо.

Сценка в кабинете следователя. Ваш выбор?

Д: Не нарушать закон.

У: А сейчас мы отправляемся на станцию «Право». Что же такое право?

Д: Высказывания.

У: Право – совокупность установленных и санкционированных государством правовых норм, имеющих общеобязательное значение и регулирующих общественные отношения между людьми.

Проведем викторину, вопросы:

•  Что такое закон?

•  Назвать основной закон Российской Федерации.

•  Что такое криминология?

•  Что такое ответственность?

•  Виды ответственности?

•  Что такое кража?

•  Назвать основные государственные символы?

•  Что такое кара?

•  Что такое приговор? и др.

На этой станции предлагаю провести дискуссию (публичное обсуждение): Что лучше – отпустить 10 человек, если известно что только один из них не виновен или наказать 10 человек, если известно, что только один из них виновен?

В результате дискуссии приходим к понятию – презумпция невиновности.

Ваш выбор?

Д: Не нарушать закон.

У: Путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию «Историческая».

Викторина: законы в истории. Знаете ли Вы (примеры законов из «Русской Правды», «Соборного Уложения» 1649 г . и др.). Молодцы, историю знаете. Ваш выбор?

Д: Не нарушать закон, уважать закон.

У: Творческое задание в группах. Какие качества людей помогают не нарушать закон? Группы совещаются и дают свои предложения.

Третья группа проводила социологический опрос: нарушали ли Вы закон? Послушаем данные. Ваш выбор?

Д: Не нарушать закон.

У: С классом проводится игра «Я идущий – ведущий» (внимание акцентируется только на положительных качествах личности).

Творческое задание в группах: нарисовать словесный портрет ответственного человека. Предложения групп. Черты ответственного человека: целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, трудолюбие и т.д.

У: А сейчас я прочитаю рассказ, и Вы сделаете выбор – подходит ли главному герою слово ответственный.

Д: Высказывания.

У: Игра Ваш выбор: из трех предметов нужно выбрать один предмет. Легкое задание и нам не сложно сделать выбор и то мы задумываемся, а в жизни – более сложные ситуации, поэтому очень важно принять правильное решение.

А сейчас я скажу самое главное – Вы никогда не поймете почему одни люди нарушают закон, а другие нет, если не уясните себе одну очень важную истину: «Отрицательные влияния могут быть очень сильными, условия не выносимыми, но выбирает как себя вести каждый из нас сам».

Учитель рассказывает историю о том, как человек должен уметь противостоять внешним обстоятельствам («Мальчик во дворце»). Ваш выбор.

Д: Противостоять внешним обстоятельствам.

У: Молодцы! Вы хорошо работали.

В заключение я предлагаю тест: «Ваше чувство ответственности».

Подведение итогов. Спасибо всем за работу.

Нужно ли в школе проведение таких мероприятий? Нужно ли проводить уроки граждановедения? Помогают ли они ориентироваться в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 2006
Hosted by uCoz