Внеурочное мероприятие по курсу «Мой выбор»
Тема: «Закон и Я»
«Закону, правителю и более мудрому следует повиноваться»
Демокрит
Оформление доски: портрет В.В. Путина, название станций, изображение богини правосудия, схема ветвей власти, выставка законов.
Цели:
- Осознание учащимися значения законов в жизни.
- Воспитание у учащихся потребности в соблюдении законов.
- Продолжить навыки работы в группах.
Оборудование:
- Конституция Российской Федерации.
- Тексты законов.
- Материалы газет, иллюстрации и др.
Ход мероприятия:
- Оргмомент.
- Объявление темы и целей.
- Работа по теме.
У: Ребята, что же такое закон?
Д: Высказывания детей.
У: Закон – нормативно-правовой акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном законом порядке.
Какие законы Вам известны?
Д: Высказывания.
У: Ваш выбор?
Д: Уважать закон.
У: Какой самый главный основной закон?
Д: Конституция Российской Федерации.
У: Перед Вами свод кодексов и законов (обращает внимание на выставку). Представьте на секунду, что не существует законов, которые организуют работу служащих: госавтоинспекции, ведущих расследование преступлений и т.д. Ситуация обсуждается в группах. Ваш выбор?
Д: Законы имеют огромное значение.
У: Аргументы за и против.
Д: Высказывания.
У: Велика и прекрасна наша страна – Российская Федерация. Главой нашего государства является президент Путин Владимир Владимирович, он – гарант Конституции Российской Федерации, все законы принимает парламент – Федеральное Собрание. Обращается внимание учащихся на схему ветвей власти.
В сложном и противоречивом мире, в котором мы живем, очень важно сделать правильный выбор в той или иной ситуации, т.к. отвечать за свой выбор придется Вам самим.
Первая станция, куда мы отправимся в путешествие, называется «Мои права».
В Конституции РФ правам человека посвящена II глава (рассказ учителя).
Перед Вами сокращенный перечень прав ребенка (по Конвенции о правах ребенка 1989 г .). Определите, какие права детей были нарушены? Задание для работы в группах:
В больнице ребенку перелили зараженную кровь (ст. 6 Конвенции).
15-летнему подростку запретили посещать церковь (ст.14 Конвенции).
14-летнего подростка привлекли к участию в боях (ст. 38 Конвенции).
Учащегося отчислили из школы из-за перемены места жительства (ст. 28 Конвенции).
На детской площадке мужчина бил ребенка лет четырех (ст. 19 Конвенции). Учитель также обращает внимание на Семейный кодекс РФ – ст.56 «Право ребенка на защиту».
Молодцы, с заданием справились!
Защищая свои права, никогда не нарушайте прав другого человека. Ваш выбор?
Д: Не нарушать права других людей.
У: Зная свои права нужно помнить и об обязанностях.
Д: Называют обязанности.
У: Отправляемся на станцию «Криминальная». Вы получили задание собрать материал о преступности в РФ, Брянской области, г. Сельцо (обращает внимание на выставку). Почему одни люди никогда не нарушают законы, а другие не выходят из тюрем?
Д: Высказывания.
У: Что же изучает криминология?
Д: Высказывания.
У: Криминология – наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах ее предупреждения.
Растет число краж, убийств, расширяется сфера преступности. На доске таблица:
2000 год |
2165 преступлений |
2005 год |
? |
Каковы же причины преступности?
Д: Высказывания.
У: Предлагается дискуссия: как остановить насилие? Работа в группах. Три подхода к проблеме:
- Ужесточение.
- Просвещение.
- Деятельность.
Аргументы групп за и против. Ваши предложения по борьбе с преступностью. Какая работа проводилась в Брянской области и у нас в г.Сельцо? (операция называлась «Участок»). Рассказ учителя о работе милиции. Инсценировка работы милиции. Предложите свой способ борьбы с преступностью (творческая работа в группах). Ваш выбор?
Д: Никогда не совершать преступлений.
У: Что же такое преступление?
Д: Высказывания.
У: Преступление – запрещенное уголовным законом, общественно опасное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие).
Разбор ситуаций (игровые методики). Ваш выбор?
Д: Не нарушать закон.
Проведение игры: «Заколдованный человек».
Играют два человека. 1 – заколдован, не говорит. 2 – делает опасное предложение. 1 – отказывается с помощью мимики жестов. Ваш выбор?
Д: Не нарушать закон.
У: Продолжаем путешествие. Следующая станция «Судебная». Что такое суд?
Д: Высказывания.
У: Суд – место, где разрешаются споры в установленном законом порядке.
За совершением преступления обязательно следует наказание. Всегда ли так было? Вспомним историю. Рассказы детей о «суде божьем», об ордалиях. Ваш выбор?
Д: Судить преступников по закону.
У: Обратимся к проблеме смертной казни. Дискуссия.
Почти во всех государствах Западной Европы отмена смертной казни не приводит к росту тяжких преступлений. В других (к ним принадлежит Россия) есть опасность увеличения подобных преступлений. Собранный Вами материал говорит об этом. В связи с тем, что Россия вступила в Совет Европы применение смертной казни у нас в стране приостановлено.
Вторая группа проводила социологический опрос на эту тему (все слушают данные социологического опроса). Мы видим разные точки зрения. Каждое мнение имеет право на существование.
Творческое задание в группах: игра «Депутаты» (придумать самим закон):
- Изобразить.
- Придумать лозунг.
- Значение закона.
Ваш выбор?
Д: Не нарушать закон (группы предлагают варианты законов: о борьбе с вандализмом, о защите чести и достоинства и т.д.).
У: До судебного процесса проводится много мероприятий: эксперименты, опознания и т.д. Сейчас мы проведем литературное опознание. Внимание: конкурс! (отрывок из книги Д. Дефо «Приключение Робинзона Крузо»).
Молодцы! С заданием справились хорошо.
Сценка в кабинете следователя. Ваш выбор?
Д: Не нарушать закон.
У: А сейчас мы отправляемся на станцию «Право». Что же такое право?
Д: Высказывания.
У: Право – совокупность установленных и санкционированных государством правовых норм, имеющих общеобязательное значение и регулирующих общественные отношения между людьми.
Проведем викторину, вопросы:
Что такое закон?
Назвать основной закон Российской Федерации.
Что такое криминология?
Что такое ответственность?
Виды ответственности?
Что такое кража?
Назвать основные государственные символы?
Что такое кара?
Что такое приговор? и др.
На этой станции предлагаю провести дискуссию (публичное обсуждение): Что лучше – отпустить 10 человек, если известно что только один из них не виновен или наказать 10 человек, если известно, что только один из них виновен?
В результате дискуссии приходим к понятию – презумпция невиновности.
Ваш выбор?
Д: Не нарушать закон.
У: Путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию «Историческая».
Викторина: законы в истории. Знаете ли Вы (примеры законов из «Русской Правды», «Соборного Уложения» 1649 г . и др.). Молодцы, историю знаете. Ваш выбор?
Д: Не нарушать закон, уважать закон.
У: Творческое задание в группах. Какие качества людей помогают не нарушать закон? Группы совещаются и дают свои предложения.
Третья группа проводила социологический опрос: нарушали ли Вы закон? Послушаем данные. Ваш выбор?
Д: Не нарушать закон.
У: С классом проводится игра «Я идущий – ведущий» (внимание акцентируется только на положительных качествах личности).
Творческое задание в группах: нарисовать словесный портрет ответственного человека. Предложения групп. Черты ответственного человека: целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, трудолюбие и т.д.
У: А сейчас я прочитаю рассказ, и Вы сделаете выбор – подходит ли главному герою слово ответственный.
Д: Высказывания.
У: Игра Ваш выбор: из трех предметов нужно выбрать один предмет. Легкое задание и нам не сложно сделать выбор и то мы задумываемся, а в жизни – более сложные ситуации, поэтому очень важно принять правильное решение.
А сейчас я скажу самое главное – Вы никогда не поймете почему одни люди нарушают закон, а другие нет, если не уясните себе одну очень важную истину: «Отрицательные влияния могут быть очень сильными, условия не выносимыми, но выбирает как себя вести каждый из нас сам».
Учитель рассказывает историю о том, как человек должен уметь противостоять внешним обстоятельствам («Мальчик во дворце»). Ваш выбор.
Д: Противостоять внешним обстоятельствам.
У: Молодцы! Вы хорошо работали.
В заключение я предлагаю тест: «Ваше чувство ответственности».
Подведение итогов. Спасибо всем за работу.
Нужно ли в школе проведение таких мероприятий? Нужно ли проводить уроки граждановедения? Помогают ли они ориентироваться в жизни.