Предмет: Чтение
Класс: 4
ТЕМА:
И.А. Крылов.
Басня «Ворона и лисица»
ЦЕЛИ:
Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее; познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Ворона и лисица». Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Воспитывать в детях доброту, скромность и гуманное отношение к людям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Портрет И.А.Крылова. Иллюстрации с изображением лисицы и вороны. Карточки с опорными словами (у доски); карточки с заданиями для работы в парах (для детей). Маски стрекозы и муравья.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
– Ребята, к нам на урок чтения пришли гости. Это учителя нашей школы. Повернитесь и поприветствуйте их. Садитесь.
Постановка цели урока.
- Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения М.Исаковского.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной.
В них людям раскрывалась до конца,
И голос их прямой и благородный
К добру и правде призывал сердца.
- Это стихотворение Исаковский написал к 100 летию со дня смерти И.А.Крылова. Уже прошло более 200 лет со дня рождения знаменитого баснописца. Почему его имя не забывается? Почему творения бессмертны? В этом мы попробуем разобраться в течение урока.
- Ребята, скажите, чей это портрет?
- Что можно сказать об этом человеке, глядя на его портрет?
С портрета смотрит на нас немолодой человек с задумчивыми глазами, очень высоким лбом. Он сосредоточенно смотрит вперед, о чем-то задумался. Глаза у него внимательные и грустные. Открытый, высокий лоб говорит о большом уме этого человека. Волосы волнистые, слегка растрепанные. Кажется, что он шел и остановился на минутку, хочет нам о чем-то рассказать.
- О чем же рассказывал людям этот человек, и какую жизнь он прожил, нам расскажите, вы ребята. Это была тема вашего домашнего задания.
- Итак, кто нам напомнит, что было задано на дом?
(1 подгруппа готовит биографию Крылова. 2 подгруппа инсценирует любую басню Крылова).
- Биографию И.А.Крылова нам расскажут ребята из 1 подгруппы.
- Ребята, какие басни И.А.Крылова вы знаете?
- 2 подгруппа проинсценирует басню «Стрекоза и муравей».
- Ребята, кого высмеивает в этой басне Крылов?
- Почему? А каким показан муравей?
- Давайте вспомним, какое произведение мы называем басней? (Что такое басня?)
3. Сообщение темы урока, изучение новой темы.
- Сегодня мы прочитаем новую басню И.А.Крылова. Кто является персонажами басни, вы узнаете, отгадав загадки. Отвечать можно хором.
1) Окраской сероватая
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Это… (ворона)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (лиса).
- Молодцы!
- Кто догадался, как называется басня?
- Басня называется «Ворона и лисица».
(открыть на доске ТЕМУ и поставить иллюстрацию к басне)
- Ребята, я прочитаю басню, а вы внимательно слушайте.
(чтение басни учителем)
Словарно-лексическая работа.
- Ребята, в басне встретились такие слова, которые мы не так часто употребляем в речи, давайте мы выясним значение этих слов.
(открыть на доске слова)
ЛЕСТЬ – лицемерное, угодное восхваление.
ЛЬСТЕЦ – льстивый человек.
НЕ ВПРОК – не на пользу.
ГНУСНА – противна.
ВЗГРОМОЗДЯСЬ – взобралась.
- Как вы понимаете слово ЛЬСТЕЦ?
- Прочитайте это слово хором и т.д. остальные слова.
ФИЗМИНУТКА
- Мы немного устали. Нам нужно отдохнуть!
- Лера проведет физ.минутку!
5. Работа над содержанием басни.
- Прочитайте басню про себя, подготовьтесь ответить на мои вопросы.
- Скажите, как лисица обманула ворону?
- Как лиса обращалась к вороне?
- Что говорили о ее красоте?
- Для чего она это делала?
- Какова ворона в действительности?
(рассматриваем иллюстрацию)
(неуклюжая, громоздкая, не очень умная)
(вывешиваются опорные слова)
- Найдите и прочитайте, как Крылов показывает, что ворона неуклюжая, тяжелая птица?
(взгромоздясь)
- После, каких слов, «ворона каркнула во все воронье горло»?
- Какими словами баснописец подчеркивает коварство и хитрость лисы?
- Найдите и прочитайте, как ведет себя лисица, когда чувствует запах сыра?
- Как вы думаете, почему автор назвал лисицу плутовкой?
- Какая же лиса? (хитрая коварная…)
(вывешиваются опорные слова)
- Давайте повторим еще раз, какими чертами народ охарактеризует лису и ворону!
(чтение опорных слов с доски)
- Бывают ли такие недостатки у людей? Каких же людей высмеивает Крылов под видом
вороны и лисицы?
- Найдите и прочитайте мораль той басни.
- Почему же «лесть гнусна, вредна»?
6. Закрепление изученной темы.
- Прочитайте басню еще раз, подготовьтесь к чтению по ролям.
- Сколько здесь действующих лиц?
(чтение учащимися басни по ролям)
7. Итоги урока.
- Ребята, подведем итог нашего урока!
- Что главное в любой басне?
- Что же такое мораль?
- Задание, соотнесите мораль басни и ее название.
(работа по карточкам в парах)
(проверка задания)
8. Оценки, домашнее задание.
- Ребята, сегодня вы очень хорошо потрудились на уроке. За работу самые активные
получают значки. (выставление оценок)
- Домашнее задание – выучить басню наизусть, ответить на вопросы на стр. 197.
Внеклассное мероприятие
«День матери»
Звучит музыка
Учитель : Мама…Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама…Ты, маленький, еще не умел говорить, она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить. Мама прочла тебе первую книгу. От нее ты узнал, как зовут птиц. Узнал, что у каждого цветка есть имя…….
Мамы нет, но любовь к ней живет в моем сердце, словно она существует, только где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. И когда я задаю себе вопрос: с чего начинается любовь к Родине ?- ответ оказывается простым и естественным-с любви к матери.
Эти слова о маме принадлежат писателю Юрию Яковлевичу Яковлеву.
Сегодня мы собрались для того чтобы провести прекрасный праздник «День матери»
От чистого сердца,
Простыми словами,
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее
Как хорошего друга,
За то, что у нас с нею
Все сообща.
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становится строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою-
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое.
И просто за то, что
Она наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее.
1 ученик : Кто пришел ко мне с утра?
Дети : Мамочка!
1 ученик : Кто сказал: «Вставать пора!»?
Дети : Мамочка!
1 ученик: Кашу кто успел сварить?
Дети: Мамочка!
1 ученик: Чаю в чашку, кто налил?
Дети: Мамочка!
1 ученик: Кто косички мне заплел?
Дети: Мамочка!
1 ученик : Целый дом один подмел?
Дети : Мамочка!
1 ученик : Кто меня поцеловал?
Дети : Мамочка!
1 ученик : Кто ребячий любит смех?
Дети : Мамочка!
1 ученик: Кто на свете лучше всех?
Дети: Мамочка!
2 ученик :
Ночью темной мне светло,
В день морозный мне тепло,
Если мама рядом
Смотрит нежным взглядом.
Солнце ярче для меня – мама!
Мир и счастье для меня – мама!
Шум ветвей, цветы полей – мама!
Зов летящих журавлей – мама!
В роднике чиста вода – мама!
В небе яркая звезда – мама!
Учитель: В такой день мы не можем не вспомнить наших замечательных бабушек – ведь они тоже являются мамами для наших родителей. О наших родных бабушках, которые заботятся о своих внуках, очень любят их, расскажет Кирилл.
3 ученик :
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней,
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют, мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Настанет вечер – тени
Сплетают на стене
И сказки – сновидения
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят –
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
Учитель : Если вы думаете, что только один Кирилл, любит и уважает свою бабушку, то очень сильно ошибаетесь. В нашем классе есть мальчик и девочка, которые очень трепетно и нежно относятся к своим бабушкам. Но об этом они нам расскажут сами.
Бабушка наша, очень добра
Бабушка наша стала стара
Много морщинок у бабушки нашей –
С ними она еще лучше и краше.
Если любимая кукла больна,
Вылечит куклу сразу она.
Если на лбу появится шишка,
Пуговки нет, изорвется пальтишко
Или какая другая беда –
Бабушка нам помогает всегда.
Бабушка теплые варежки свяжет
Бабушка вечером сказку расскажет
Слушать ее мы готовы часами!
Что позабудет, подскажем ей сами.
Учитель: Уважаемые мамы и бабушки. Вы уже догадались как сильно и нежно любят Вас ваши дети и внуки. А может для кого – то из Вас станут сюрпризом чувства Ваших детей, а вот об этом мы сейчас узнаем. Я буду зачитывать отрывки из сочинений дети, вы должны угадывать, кому оно принадлежит. ( Учитель зачитывает сочинения детей «Моя мама».)
Учитель: А вот наш Корнилов Сережа, не только пишет трогательные послания маме, но он еще и по дому маме помогает. Об этом он расскажет нам сам!
Наша мама на работе, на работе старший брат.
Сколько у тебя заботы!
Мне соседи говорят. Я решил за дело взяться, если мамы дома нет, должен кто–то постараться приготовить нам обед. Я посуду перемою и порядок наведу: Все тарелки, все игрушки я на место уберу. Мама с братом скажут: « Знаем: не парнишка просто клад! В этом доме есть хозяин, хоть и ростом маловат.»
Учитель: Ребята, а вы помогаете маме и бабушке? Сейчас мы это проверим.
Перед праздником надо навести порядок в квартире. Звучит музыка. (2 ученика собирают фантики от конфет, каждый участник собирает только свой вид фантиков).
Задание второе. Нужно начистить картошки для праздничного стола.
Заданье третье. Готовим праздничную одежду, но вдруг увидели, что не хватает пуговиц. Нужно их пришить.
Задание четвертое. А теперь нужно нарядить младшую сестренку, помочь завязать ей бантик. (Мальчики завязывают девочкам банты.)
Задание пятое. Надо помочь маме запеленать младшего братика.
(Все конкурсы проводятся на время, мамы оценивают работу.)
Учитель: Молодцы! Все справились со всеми заданиями. Но, к сожалению, бывает и так: старается человек, старается, а у него все получается шиворот- навыворот. Как в этих частушках!
Дети поют частушки.
Мы веселые подружки,
Мы танцуем и поем,
А сейчас мы вам расскажем
Как мы с мамами живем.
Галя вымыла полы,
Катя помогала
Только жалко, мама снова
Все перемывала.
Наша мама на работе
Трудится, старается,
Ну а папа-безработный
Дома убирается.
Чтобы мама удивилась,
Мы сготовили обед,
Почему-то даже кошка
Убежала от котлет.
Закопченную кастрюлю
Лера чистила песком,
Два часа в корыте Леру
Мыла бабушка потом.
Мы вам спели, как сумели,
Мы ведь только дети,
Только знаем, наши мамы-
Лучшие на свете.
Учитель : Молодцы ребята! Сегодня вы показали мамам и бабушкам почти все свои таланты. Читали стихи о маме, пели частушки. А знаете ли вы, что в русском языке есть очень много пословиц о маме? А вот, как вы знаете, пословицы о мамах мы сейчас поговорим!
(Дети получают карточку «Собери пословицу»)
-Мы поиграем в игру «Собери пословицу», а мамы и бабушки, помогайте своим ребятам.
При солнышке светло, а при матери тепло.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Сердце матери лучше солнца греет.
У дитя заболит пальчик, а у матери сердце.
Ради ребенка мать и в огонь бросится.
Материнская забота и на дне моря спасет.
Учитель : Молодцы, ребята! Сегодня мы говорили много теплых, добрых слов нашим мамам и бабушкам. Они эти слова заслужили. Ведь не для кого не секрет, что воспитанием детей в большинстве случаев занимаются мамы. А папы заняты на работе, а некоторые из них зачастую даже и не знают в каком учреждении учится их ребенок! Не верите? Тогда убедитесь сами! Сейчас Вам ребята расскажут, не выдуманную, а реальную историю!
Ведущий : Солидный портфель и солидная шляпа…
За Вовочкой в садик является папа. Впервые за пять с половиною лет, у папы нигде совещания нет. Солидный папаша стоит на паркете, и надпись читает:
Дети : «Нормальные дети».
Папа : «Я здесь, - говорит он, впервые сейчас,
Мой Вовочка, видимо где-то у вас.
Он робкий такой, он послушный с пеленок
По- моему, голубоглазый ребенок.
Воспитатель: «Простите, но это ребенок не наш,
Вам нужно еще на этаж.»
Ведущий : И снова папаша стоит на паркете,
А сверху написано:
Дети : «Трудные дети.»
Папа : «Я здесь»,- говорит он, - впервые сейчас,
Мой Вовочка, видимо, где- то у вас.
Воспитатель: Повторяет те же слова,
Ведущий: И снова папаша стоит на паркете,
Под надписью:
Дети: «Самые трудные дети».
Ведущий: За сердце хватается Вовочкин папа,
Все выше на нем поднимается шляпа.
Папа : Слова повторяются.
Воспитатель : Слова те же самые.
Ведущий: Еще на этаж поднимается папа,
По лестнице катится папина шляпа.
Он медленно сел и шепнул: «Остановочка!»
Железная дверь и написано:
Дети : Вовочка».
Учитель : Дорогие родители! Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок! На этой веселой ноте мы и закончим официальную часть нашего праздника! Я желаю всем мамам и бабушкам любви, здоровья, а главное терпения в процессе воспитания детей! Спасибо за внимание!
1ученик : Бесконечная твоя работа,
И забота не знает усталости,
Материнской души красота
Неподвластна невзгодам и старости
Пусть идут чередою года
И ложатся морщинки упрямо.
Будь здорова ты, мама, всегда,
Будь ты счастлива, милая мама!
Разработала Литвякова Лола Романовна - учитель начальных классов