Официальный сайт школы № 2

Русский язык 

ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ)

 

Цели урока: - дать понятие о текстах, описывающих трудовые процессы, их

структуре и особенностях;

- разв ивать навыки определения типа текста, навыки

редактирования текста, навыки составления текста

заданного типа;

 

Ход урока

I . Организационный момент. (СЛАЙД 1)

Сегодня у нас с вами урок развития речи. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

На сегодняшнем уроке мы будем углублять наши знания о типах речи. Вспомните, какие выделяют типы речи. (СЛАЙД 2)

/ Повествование, описание и рассуждение/

С каким именно типом речи мы будем работать, вы подскажете мне сами.

 

II . Речевая разминка.

Послушайте отрывок из стихотворения, вспомните его автора и название, определите тип речи. (СЛАЙД 3)

 

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Кто же автор? Каково название стихотворения?

/ А.С.Пушкин «Зимнее утро» /

А каков же тип речи?

/ Описание /

Сегодня мы будем работать с описанием. (СЛАЙД 4)

Вспомните, что можно описывать, что мы уже учились описывать.

/ Животное, внешность человека, природу в разные времена года,

местность, помещение, игрушку (неживой предмет) /

(СЛАЙД 1) Ещё, оказывается, можно описывать действия.

 

 

III . Работа по теме.

Итак, запишите тему нашего урока: Описание действий (трудовых процессов). Какова же цель нашего урока?

/……………………./

Наша цель: мы должны узнать, из каких частей состоит описание трудового процесса; научиться редактировать текст; попробовать самостоятельно описать трудовой процесс.

1.Словарная работа.

Давайте сначала разберёмся, что же такое ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС, что мы должны научиться описывать. Приведите примеры каких-либо трудовых процессов.

/………………./

Что же обозначает слово «процесс» в данном случае? (СЛАЙД 5)

/………………/

(Поднял с пола бумажку – это ещё не процесс. Это только одно действие. А вот: взял веник, совок, выбрал бумажки из парт, собрал их веником в кучу и с помощью совка высыпал в мусорницу – это уже процесс, ряд действий. )

Процесс – это ряд последовательных действий, операций. (СЛАЙД 5)

 

А что же тогда такое описание трудового процесса? (СЛАЙД 5)

/…………………./

То есть, описание трудового процесса – это описание ряда последовательных действий. (СЛАЙД 5)

 

2.Работа с раздаточным материалом №1.

Обратимся сейчас к раздаточному материалу. Перед вами три текста. Прочитайте их, определите тип речи.

/ Описание /

Что же описывается в каждом конкретном тексте?

/ 1- описание помещения, 2 – описание внешности человека, 3 – описание трудового процесса /

Посмотрите на последний текст. Какие бы части вы выделили в нём? Зачитайте эти части. (СЛАЙД 6) ( при затруднении нужно обратиться к справочному материалу в учебнике, мальчик с книгой)

/………………./

Итак, описание трудового процесса состоит из трёх частей: (СЛАЙД 6)

•  Подготовка к работе.

•  Процесс работы.

•  Результат.

Запишите данный план в тетрадь.

 

3.Редактирование текста.

А теперь попробуем согласно этому плану отредактировать текст. (РАЗДАТ.МАТЕРИАЛ)

Задание: расставьте предложения в нужном порядке. (Запишите в тетрадь только номера предложений ).

/ самостоятельная работа /

Проверим, что у вас получилось. Соотнесите предложения с пунктами плана.

/ Зачитывают и объясняют 3 человека: каждый по пункту.

Подготовка к работе – 6,7 (зачитываем, СЛАЙД 7)

Ход работы – 8, 3, 4, 5 (зачитываем, СЛАЙД 7)

Результат – 1, 2 (зачитываем, СЛАЙД 7) /

Хорошо, но не кажется ли вам, что в этом сочинении всё-таки чего-то не хватает? Обратите внимание на начало. Оно какое-то внезапное. Не стоит ли добавить предложение-вступление?

/………………../ (СЛАЙД 7)

4.Работа с раздаточным материалом №2.

В текстах, описывающих труд человека, всегда присутствуют эти три части, но их размер может быть различным. В пятом классе мы с вами читали о Робинзоне Крузо, попавшем на необитаемый остров.(Кто автор?) Вспомним, как Робинзон пытался сделать плетёные корзины.

Задание: Прочитайте этот отрывок в раздаточном материале №2.Найдите в данном отрывке все три части описания трудового процесса. Обратите внимание на размер частей.

/1-8пр. – подготовка к работе

9 – работа, плетение корзин

10 – результат /

Итак, мы видим, что размер частей непропорционален.

Почему Дефо так строит данное описание?

/ видимо, он хотел подчеркнуть трудность подбора нужного

материала для корзин /

 

 

 

5.Работа с учебником.

Обратимся к упражнению 335. Прочитайте текст, обратите внимание на строение предложений во второй (процесс работы) части текста (обратите внимание на подлежащее).

/Читают про себя /

Итак, что вы можете сказать о строении предложений?

/ Подлежащего нет./

Как вы думаете, почему предложения строятся без подлежащего? При затруднении обратитесь к справочному материалу в учебнике (мальчик с книжкой).

/ Чтобы избежать ненужных повторений и усилить связь предложений

между собой /

Таким образом, мы видим, что при описании трудового процесса предложения можно строить без подлежащего, чтобы избежать ненужных повторений и усилить связь предложений между собой. /

 

 

Мы описываем действия. Посмотрите, какая часть речи является ведущей в описании?

/ Глагол /

Назовите эти глаголы по порядку (упр.335)

/ Слепила, обстукала,…/

У нас получилась последовательность действий.

 

6.Составление текста – описания трудового процесса.

Теперь попробуем сами описать какой- либо процесс, например, мытьё тарелки. А чтобы нам было легче вспоминать этапы этого процесса, мы попросим кого-нибудь показать нам, как он это делает. Внимательно смотрите, постарайтесь запомнить последовательность действий.

/ Выходит ученик, показывает /

Запишите в столбик последовательность действий с помощью словосочетаний

( глагол + сущ.)

/ самостоятельная работа /

 

Проверяем, что же у вас получилось.

/…………………../ ( СЛАЙД 8 : дополните свою запись)

 

Можно ли сказать, что у нас уже есть описание процесса мытья тарелки? Почему?

/ …………………/

Вспомните, что значит «описать предмет»?

/Значит, назвать его основные признаки. Текст-описание отвечает на вопрос какой? Объект и его признак. /

Объект у нас действие, значит, нам надо назвать признак действия. Вспомните, какая часть речи обозначает признак действия?

/ Наречие /

Описать действие – это не просто перечислить последовательность операций, но и сказать, КАК они производились. Значит, чтобы описать действие, мы должны подобрать к глаголам наречия.

 

Задание . Подберите к своим глаголам наречия, запишите их рядом. Вам поможет справочный материал №1 ( раздать ещё в начале урока). У кого недостаточно своих глаголов, воспользуйтесь теми, что есть на доске.

/ самостоятельная работа /

 

Проверим, что у вас получилось. (СЛАЙД 8, продолжение)

 

Задание. Теперь из полученных сочетаний слов составьте предложения, объедините их в текст.

 

В этом вам помогут слова справочного материала №2.

Что это за слова? Для чего они вам понадобятся? Обратите внимание на значение этих слов.

/Это синонимы. Они помогут вам избежать повтора./

Скажите, а как можно избежать однотипных конструкций предложений?

/ Составить предложение с однородными членами,

сложное предложение,

предложение с деепричастным оборотом /

 

Вернёмся к нашим сочетаниям слов, составим предложения, объединим их в текст.

/ самостоятельная работа /

Послушаем, что же у вас получилось. Оцените работу товарища: что удалось, что нужно исправить.

/………………………../ (СЛАЙД 9)

 

IV . Выводы .

Итак, что же мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

/…..

 

 

V . Домашнее задание.

Посмотрите на упражнение 341. Это широкие или узкие темы?

 

Сейчас посмотрите на упражнение 342 в «Русской речи». Прочитаем задание. Какая тема нам предложена? Это широкая или узкая тема? Предложите узкие темы.

Д/З: Рр, упр. 341 или 342

 

VI . Оценки за урок…..

Урок окончен. Спасибо за работу.

 

 

Турнир знатоков русского языка и литературы

Цели : развитие познавательных интересов учащихся; развитие умения применять полученные знания по русскому языку и литературе во внеурочной ситуации; развитие мышления, воображения, памяти, быстроты реакции, способности аргументировать свою точку зрения, умения коллективно находить ответ на вопрос и принимать решение; развитие личной инициативы ребят.

 

Описание игры.

От класса (или от параллели) представлены две команды. Каждая команда имеет капитана, название и девиз. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. После вопроса у команды есть 1 минута для обсуждения. Следит за временем Хранитель Времени (ученик в костюме старца). Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у второй команды есть право ответа.

Остальные учащиеся – болельщики, для которых тоже предназначены некоторые конкурсы.

Предположительная продолжительность игры 1 ч.

 

Ход игры

Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка и литературы – соревнование между двумя командами, которое будет состоять из восьми раундов – конкурсов на различные темы.

Прежде чем начать соревнование представляю вам тех, кто будет принимать в них участие. Справа от меня команда ......../ представление команд: название, девиз, атрибуты /

Оценивать ответы команд будут члены жюри: …

Время, отведенное командам на выполнение заданий, будет контролировать хранитель времени / УЧЕНИК В КОСТЮМЕ СТАРИКА /.

Итак, церемония представления участников турнира окончена, объявляем первый раунд.

1 раунд

Разминка «Знаешь ли ты?»

Задание: угадать слово по шутливой характеристике

За правильный ответ – одно очко .

Время: кто быстрее поднимет флажок, тот и отвечает.

  1. Не цветы, а вянут;

Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Что это? / Уши /

2. В нее прячут концы нечестные люди;

Ее толкут в ступе;

Ее носят решетом.

Что это? / Вода /

  1. Он в голове у несерьезного человека;

Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;

На него бросают деньги и слова.

Что это? / Ветер /

  1. На нем ставят зарубки;

Его натягивают, стремясь кого-то одурачить;

Его задирают;

Им клюют;

Его вешают, приходя в уныние;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Что это? / Нос /

  1. Его проглатывают;

За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться. Что это? /Язык /

  1. За ним можно лезть в карман;

Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки. Что это? / Слово /

 

2 раунд

Домашнее задание №1 «Диафильм».

Задание: просмотрите диафильм (ряд иллюстраций, подготовленных для вас соперниками), назовите автора и произведение.

Оценка: за оформление слайдов, за количество слайдов, за соответствие тексту – по одному очку команде, готовившей диафильм. Если противники узнали произведение и вспомнили автора, то получают два очка.

Домашнее задание №2 «Узнай героя»

Задание: узнай героя по его внешнему виду (ученик в костюме героя читает его описание из текста )

Оценка: три очка максимум за представление героя. Если противники узнали героя, назвали произведение и автора, то получают три очка .

 

 

КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ №1. /проводит хранитель времени /

Задание: закончите пословицу.

  1. Куй железо… /пока горячо/.
  2. На чужой каравай…/рот не разевай/
  3. Лучше синица в руке…/ чем журавль в небе/
  4. С миру по нитке…/голому рубашка/.
  5. Без труда… /не выловишь и рыбку из пруда/
  6. Всякий кулик… /своё болото хвалит/.
  7. Старый друг…/лучше новых двух/.

 

3 раунд

«Кто больше?»

Задание: изменив в слове одну букву, получите как можно больше слов (нарицательных существительных)

Время: 1 минута.

Слово «бак».

/ Бок, бык, бук, лак, мак, рак, бар, бас /

 

 

4 раунд

ЛОТО

Задание: Дано имя героя. Найти карточку с названием произведения и автором

Время: 1 минута.

Оценка: одно очко за правильный ответ.

 

Самсон Вырин – «Станционный смотритель» - Пушкин А.С.

Солоха – «Ночь перед Рождеством» - Н.В.Гоголь

Настя – «Кладовая солнца» - Пришвин М.М.

Харлампий Диогенович – «Тринадцатый подвиг Геракла» - Ф.Искандер

Филька – «Теплый хлеб» - Паустовский К.Г.

Платов – «Левша» - Н.С.Лесков

Жилин – «Кавказский пленник» - Толстой Л.Н.

 

5 раунд

Черный ящик

Задание: Угадать, что в черном ящике, ответив на вопрос. Если команда не ответит, то право ответа переходит к противникам.

Время: 1 минута

Оценка: три очка за правильный ответ.

 

№1 «Он основа жизни»,- считал Свифт. Не им единым жив человек – утверждает Библия. И именно его в знак признания своей вины и желания примириться несет герой одного из произведений обиженному животному. Что в чёрном ящике?

№2 Она полезна и стоит того, чтобы идти за ней на болото поздней осенью или ранней весной. Но она не стоит того, чтобы терять человеческий облик, забывать о близких и обо всём на свете. Что в чёрном ящике?

 

КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ №2 / проводит хранитель времени /

Задание: отгадайте загадки.

  1. Земля белая, а птицы на ней чёрные. /Чёрные буквы на белой бумаге/
  2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? /Я -мы/
  3. Кто говорит на всех языках? /Эхо/
  4. Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. / Буквы /
  5. С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней. /Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра /

 

6 раунд

«Конкурс капитанов»

Задание: передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов), команда должна назвать фразеологизм и объяснить его значение.

Оценка: очко , если команда угадала фразеологизм, и ещё очко , если объяснила значение.

 

1 команда

1. В одно ухо вошло, в другое вышло.

2. Дело в шляпе.

3 .Совать нос не в свои дела.

 

2 команда

1. Намылить шею.

2. Лезть на стенку.

3. Чесать язык.

 

7 раунд

«Узнай басню»

Задание: назвать по иллюстрации басню (1 очко) и процитировать хотя бы строчку (ещё 1 очко). Иллюстрации перевёрнуты, изображения не видно (берут номер наугад).

Оценка: очко, если назвали басню, и ещё очко , если процитировали строчку.

№1 «Ворона и Лисица»

№2 «Свинья под дубом»

№3 «Волк и ягнёнок»

№4 «Демьянова уха»

№5 «Квартет»

№6 «Мартышка и очки»

№7 «Волк»

№8 «Лебедь, Щука и Рак»

 

8 раунд

Блиц-турнир

Задание: Ответить за минуту на большее число вопросов.

Время: 1 минута.

Оценка: одно очко за каждый правильный ответ .

1 команда

  1. Как называли Настю в «Кладовой солнца» М.Пришвина? (Золотая Курочка)
  2. С кем в пути встретился Вольга? (С Микулой Селяниновичем)
  3. Изменяемая часть слова. (Окончание)
  4. В кого превратился гадкий утенок? ( В лебедя)
  5. Автор стихотворения «Журавли»? (Заболоцкий)
  6. Деепричастие с зависимыми словами. (Деепричастный оборот)
  7. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А.С.Пушкинг)
  8. Как называлось село, в котором находилось имение бабушки Лермонтова? (Тарханы)
  9. Синоним преувеличения? (Гипербола)
  10. Кто украл с неба месяц в ночь перед Рождеством? (Черт)
  11. Самый известный русский баснописец? (Крылов)
  12. Слова, противоположные по лексическому значению. (Антонимы)
  13. Кого убил Каин? (Брата, Авеля)
  14. Кто летал в Москву на чёрте? (Вакула)
  15. Часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным. (Междометие)

 

2 команда

  1. Как называли Митрашу в «Кладовой солнца» Пришвина? (Мужичок в мешочке)
  2. С кем сразился Илья Муромец по пути в Киев? (с Соловьем Разбойником)
  3. Часть слова без окончания. (Основа)
  4. Кто совершил двенадцать подвигов? ( Геракл)
  5. Автор стихотворения «Орел»? (Яшин)
  6. Причастие с зависимыми словами. (Причастный оборот)
  7. Кого воспитывала Елизавета Алексеевна Арсеньева? (Лермонтова)
  8. В каком селе находится имение родителей Пушкина? (Михайловское)
  9. Образное красочное определение? (Эпитет)
  10. Какое слово должен был сложить Кай из кусочков льда? (Вечность)
  11. Новгородский купец, побывавший у морского царя. (Садко)
  12. Слова одинаковые или близкие по лексическому значению.( Синонимы)
  13. Какой запретный плод ела Ева? (Яблоко)
  14. Кто подковал блоху? (Левша)
  15. Часть речи, которая обозначает признак действия. (Наречие)

 

Подведение итогов. Пока жюри подсчитывает очки и определяет победителя, творческая группа показывает инсценировку басни И.А.Крылова «Квартет».

Награждение победителей, участников игры и зрителей.

 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2
Hosted by uCoz