Русский язык
ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ)
Цели урока: - дать понятие о текстах, описывающих трудовые процессы, их
структуре и особенностях;
- разв ивать навыки определения типа текста, навыки
редактирования текста, навыки составления текста
заданного типа;
Ход урока
I . Организационный момент. (СЛАЙД 1)
Сегодня у нас с вами урок развития речи. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.
На сегодняшнем уроке мы будем углублять наши знания о типах речи. Вспомните, какие выделяют типы речи. (СЛАЙД 2)
/ Повествование, описание и рассуждение/
С каким именно типом речи мы будем работать, вы подскажете мне сами.
II . Речевая разминка.
Послушайте отрывок из стихотворения, вспомните его автора и название, определите тип речи. (СЛАЙД 3)
А нынче…погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Кто же автор? Каково название стихотворения?
/ А.С.Пушкин «Зимнее утро» /
А каков же тип речи?
/ Описание /
Сегодня мы будем работать с описанием. (СЛАЙД 4)
Вспомните, что можно описывать, что мы уже учились описывать.
/ Животное, внешность человека, природу в разные времена года,
местность, помещение, игрушку (неживой предмет) /
(СЛАЙД 1) Ещё, оказывается, можно описывать действия.
III . Работа по теме.
Итак, запишите тему нашего урока: Описание действий (трудовых процессов). Какова же цель нашего урока?
/……………………./
Наша цель: мы должны узнать, из каких частей состоит описание трудового процесса; научиться редактировать текст; попробовать самостоятельно описать трудовой процесс.
1.Словарная работа.
Давайте сначала разберёмся, что же такое ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС, что мы должны научиться описывать. Приведите примеры каких-либо трудовых процессов.
/………………./
Что же обозначает слово «процесс» в данном случае? (СЛАЙД 5)
/………………/
(Поднял с пола бумажку – это ещё не процесс. Это только одно действие. А вот: взял веник, совок, выбрал бумажки из парт, собрал их веником в кучу и с помощью совка высыпал в мусорницу – это уже процесс, ряд действий. )
Процесс – это ряд последовательных действий, операций. (СЛАЙД 5)
А что же тогда такое описание трудового процесса? (СЛАЙД 5)
/…………………./
То есть, описание трудового процесса – это описание ряда последовательных действий. (СЛАЙД 5)
2.Работа с раздаточным материалом №1.
Обратимся сейчас к раздаточному материалу. Перед вами три текста. Прочитайте их, определите тип речи.
/ Описание /
Что же описывается в каждом конкретном тексте?
/ 1- описание помещения, 2 – описание внешности человека, 3 – описание трудового процесса /
Посмотрите на последний текст. Какие бы части вы выделили в нём? Зачитайте эти части. (СЛАЙД 6) ( при затруднении нужно обратиться к справочному материалу в учебнике, мальчик с книгой)
/………………./
Итак, описание трудового процесса состоит из трёх частей: (СЛАЙД 6)
Подготовка к работе.
Процесс работы.
Результат.
Запишите данный план в тетрадь.
3.Редактирование текста.
А теперь попробуем согласно этому плану отредактировать текст. (РАЗДАТ.МАТЕРИАЛ)
Задание: расставьте предложения в нужном порядке. (Запишите в тетрадь только номера предложений ).
/ самостоятельная работа /
Проверим, что у вас получилось. Соотнесите предложения с пунктами плана.
/ Зачитывают и объясняют 3 человека: каждый по пункту.
Подготовка к работе – 6,7 (зачитываем, СЛАЙД 7)
Ход работы – 8, 3, 4, 5 (зачитываем, СЛАЙД 7)
Результат – 1, 2 (зачитываем, СЛАЙД 7) /
Хорошо, но не кажется ли вам, что в этом сочинении всё-таки чего-то не хватает? Обратите внимание на начало. Оно какое-то внезапное. Не стоит ли добавить предложение-вступление?
/………………../ (СЛАЙД 7)
4.Работа с раздаточным материалом №2.
В текстах, описывающих труд человека, всегда присутствуют эти три части, но их размер может быть различным. В пятом классе мы с вами читали о Робинзоне Крузо, попавшем на необитаемый остров.(Кто автор?) Вспомним, как Робинзон пытался сделать плетёные корзины.
Задание: Прочитайте этот отрывок в раздаточном материале №2.Найдите в данном отрывке все три части описания трудового процесса. Обратите внимание на размер частей.
/1-8пр. – подготовка к работе
9 – работа, плетение корзин
10 – результат /
Итак, мы видим, что размер частей непропорционален.
Почему Дефо так строит данное описание?
/ видимо, он хотел подчеркнуть трудность подбора нужного
материала для корзин /
5.Работа с учебником.
Обратимся к упражнению 335. Прочитайте текст, обратите внимание на строение предложений во второй (процесс работы) части текста (обратите внимание на подлежащее).
/Читают про себя /
Итак, что вы можете сказать о строении предложений?
/ Подлежащего нет./
Как вы думаете, почему предложения строятся без подлежащего? При затруднении обратитесь к справочному материалу в учебнике (мальчик с книжкой).
/ Чтобы избежать ненужных повторений и усилить связь предложений
между собой /
Таким образом, мы видим, что при описании трудового процесса предложения можно строить без подлежащего, чтобы избежать ненужных повторений и усилить связь предложений между собой. /
Мы описываем действия. Посмотрите, какая часть речи является ведущей в описании?
/ Глагол /
Назовите эти глаголы по порядку (упр.335)
/ Слепила, обстукала,…/
У нас получилась последовательность действий.
6.Составление текста – описания трудового процесса.
Теперь попробуем сами описать какой- либо процесс, например, мытьё тарелки. А чтобы нам было легче вспоминать этапы этого процесса, мы попросим кого-нибудь показать нам, как он это делает. Внимательно смотрите, постарайтесь запомнить последовательность действий.
/ Выходит ученик, показывает /
Запишите в столбик последовательность действий с помощью словосочетаний
( глагол + сущ.)
/ самостоятельная работа /
Проверяем, что же у вас получилось.
/…………………../ ( СЛАЙД 8 : дополните свою запись)
Можно ли сказать, что у нас уже есть описание процесса мытья тарелки? Почему?
/ …………………/
Вспомните, что значит «описать предмет»?
/Значит, назвать его основные признаки. Текст-описание отвечает на вопрос какой? Объект и его признак. /
Объект у нас действие, значит, нам надо назвать признак действия. Вспомните, какая часть речи обозначает признак действия?
/ Наречие /
Описать действие – это не просто перечислить последовательность операций, но и сказать, КАК они производились. Значит, чтобы описать действие, мы должны подобрать к глаголам наречия.
Задание . Подберите к своим глаголам наречия, запишите их рядом. Вам поможет справочный материал №1 ( раздать ещё в начале урока). У кого недостаточно своих глаголов, воспользуйтесь теми, что есть на доске.
/ самостоятельная работа /
Проверим, что у вас получилось. (СЛАЙД 8, продолжение)
Задание. Теперь из полученных сочетаний слов составьте предложения, объедините их в текст.
В этом вам помогут слова справочного материала №2.
Что это за слова? Для чего они вам понадобятся? Обратите внимание на значение этих слов.
/Это синонимы. Они помогут вам избежать повтора./
Скажите, а как можно избежать однотипных конструкций предложений?
/ Составить предложение с однородными членами,
сложное предложение,
предложение с деепричастным оборотом /
Вернёмся к нашим сочетаниям слов, составим предложения, объединим их в текст.
/ самостоятельная работа /
Послушаем, что же у вас получилось. Оцените работу товарища: что удалось, что нужно исправить.
/………………………../ (СЛАЙД 9)
IV . Выводы .
Итак, что же мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
/…..
V . Домашнее задание.
Посмотрите на упражнение 341. Это широкие или узкие темы?
Сейчас посмотрите на упражнение 342 в «Русской речи». Прочитаем задание. Какая тема нам предложена? Это широкая или узкая тема? Предложите узкие темы.
Д/З: Рр, упр. 341 или 342
VI . Оценки за урок…..
Урок окончен. Спасибо за работу.
Турнир знатоков русского языка и литературы
Цели : развитие познавательных интересов учащихся; развитие умения применять полученные знания по русскому языку и литературе во внеурочной ситуации; развитие мышления, воображения, памяти, быстроты реакции, способности аргументировать свою точку зрения, умения коллективно находить ответ на вопрос и принимать решение; развитие личной инициативы ребят.
Описание игры.
От класса (или от параллели) представлены две команды. Каждая команда имеет капитана, название и девиз. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. После вопроса у команды есть 1 минута для обсуждения. Следит за временем Хранитель Времени (ученик в костюме старца). Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у второй команды есть право ответа.
Остальные учащиеся – болельщики, для которых тоже предназначены некоторые конкурсы.
Предположительная продолжительность игры 1 ч.
Ход игры
Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка и литературы – соревнование между двумя командами, которое будет состоять из восьми раундов – конкурсов на различные темы.
Прежде чем начать соревнование представляю вам тех, кто будет принимать в них участие. Справа от меня команда ......../ представление команд: название, девиз, атрибуты /
Оценивать ответы команд будут члены жюри: …
Время, отведенное командам на выполнение заданий, будет контролировать хранитель времени / УЧЕНИК В КОСТЮМЕ СТАРИКА /.
Итак, церемония представления участников турнира окончена, объявляем первый раунд.
1 раунд
Разминка «Знаешь ли ты?»
Задание: угадать слово по шутливой характеристике
За правильный ответ – одно очко .
Время: кто быстрее поднимет флажок, тот и отвечает.
- Не цветы, а вянут;
Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Что это? / Уши /
2. В нее прячут концы нечестные люди;
Ее толкут в ступе;
Ее носят решетом.
Что это? / Вода /
- Он в голове у несерьезного человека;
Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;
На него бросают деньги и слова.
Что это? / Ветер /
- На нем ставят зарубки;
Его натягивают, стремясь кого-то одурачить;
Его задирают;
Им клюют;
Его вешают, приходя в уныние;
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Что это? / Нос /
- Его проглатывают;
За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться. Что это? /Язык /
- За ним можно лезть в карман;
Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки. Что это? / Слово /
2 раунд
Домашнее задание №1 «Диафильм».
Задание: просмотрите диафильм (ряд иллюстраций, подготовленных для вас соперниками), назовите автора и произведение.
Оценка: за оформление слайдов, за количество слайдов, за соответствие тексту – по одному очку команде, готовившей диафильм. Если противники узнали произведение и вспомнили автора, то получают два очка.
Домашнее задание №2 «Узнай героя»
Задание: узнай героя по его внешнему виду (ученик в костюме героя читает его описание из текста )
Оценка: три очка максимум за представление героя. Если противники узнали героя, назвали произведение и автора, то получают три очка .
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ №1. /проводит хранитель времени /
Задание: закончите пословицу.
- Куй железо… /пока горячо/.
- На чужой каравай…/рот не разевай/
- Лучше синица в руке…/ чем журавль в небе/
- С миру по нитке…/голому рубашка/.
- Без труда… /не выловишь и рыбку из пруда/
- Всякий кулик… /своё болото хвалит/.
- Старый друг…/лучше новых двух/.
3 раунд
«Кто больше?»
Задание: изменив в слове одну букву, получите как можно больше слов (нарицательных существительных)
Время: 1 минута.
Слово «бак».
/ Бок, бык, бук, лак, мак, рак, бар, бас /
4 раунд
ЛОТО
Задание: Дано имя героя. Найти карточку с названием произведения и автором
Время: 1 минута.
Оценка: одно очко за правильный ответ.
Самсон Вырин – «Станционный смотритель» - Пушкин А.С.
Солоха – «Ночь перед Рождеством» - Н.В.Гоголь
Настя – «Кладовая солнца» - Пришвин М.М.
Харлампий Диогенович – «Тринадцатый подвиг Геракла» - Ф.Искандер
Филька – «Теплый хлеб» - Паустовский К.Г.
Платов – «Левша» - Н.С.Лесков
Жилин – «Кавказский пленник» - Толстой Л.Н.
5 раунд
Черный ящик
Задание: Угадать, что в черном ящике, ответив на вопрос. Если команда не ответит, то право ответа переходит к противникам.
Время: 1 минута
Оценка: три очка за правильный ответ.
№1 «Он основа жизни»,- считал Свифт. Не им единым жив человек – утверждает Библия. И именно его в знак признания своей вины и желания примириться несет герой одного из произведений обиженному животному. Что в чёрном ящике?
№2 Она полезна и стоит того, чтобы идти за ней на болото поздней осенью или ранней весной. Но она не стоит того, чтобы терять человеческий облик, забывать о близких и обо всём на свете. Что в чёрном ящике?
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ №2 / проводит хранитель времени /
Задание: отгадайте загадки.
- Земля белая, а птицы на ней чёрные. /Чёрные буквы на белой бумаге/
- Какие два местоимения мешают автотранспорту? /Я -мы/
- Кто говорит на всех языках? /Эхо/
- Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. / Буквы /
- С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней. /Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра /
6 раунд
«Конкурс капитанов»
Задание: передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов), команда должна назвать фразеологизм и объяснить его значение.
Оценка: очко , если команда угадала фразеологизм, и ещё очко , если объяснила значение.
1 команда
1. В одно ухо вошло, в другое вышло.
2. Дело в шляпе.
3 .Совать нос не в свои дела.
2 команда
1. Намылить шею.
2. Лезть на стенку.
3. Чесать язык.
7 раунд
«Узнай басню»
Задание: назвать по иллюстрации басню (1 очко) и процитировать хотя бы строчку (ещё 1 очко). Иллюстрации перевёрнуты, изображения не видно (берут номер наугад).
Оценка: очко, если назвали басню, и ещё очко , если процитировали строчку.
№1 «Ворона и Лисица»
№2 «Свинья под дубом»
№3 «Волк и ягнёнок»
№4 «Демьянова уха»
№5 «Квартет»
№6 «Мартышка и очки»
№7 «Волк»
№8 «Лебедь, Щука и Рак»
8 раунд
Блиц-турнир
Задание: Ответить за минуту на большее число вопросов.
Время: 1 минута.
Оценка: одно очко за каждый правильный ответ .
1 команда
- Как называли Настю в «Кладовой солнца» М.Пришвина? (Золотая Курочка)
- С кем в пути встретился Вольга? (С Микулой Селяниновичем)
- Изменяемая часть слова. (Окончание)
- В кого превратился гадкий утенок? ( В лебедя)
- Автор стихотворения «Журавли»? (Заболоцкий)
- Деепричастие с зависимыми словами. (Деепричастный оборот)
- Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А.С.Пушкинг)
- Как называлось село, в котором находилось имение бабушки Лермонтова? (Тарханы)
- Синоним преувеличения? (Гипербола)
- Кто украл с неба месяц в ночь перед Рождеством? (Черт)
- Самый известный русский баснописец? (Крылов)
- Слова, противоположные по лексическому значению. (Антонимы)
- Кого убил Каин? (Брата, Авеля)
- Кто летал в Москву на чёрте? (Вакула)
- Часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным. (Междометие)
2 команда
- Как называли Митрашу в «Кладовой солнца» Пришвина? (Мужичок в мешочке)
- С кем сразился Илья Муромец по пути в Киев? (с Соловьем Разбойником)
- Часть слова без окончания. (Основа)
- Кто совершил двенадцать подвигов? ( Геракл)
- Автор стихотворения «Орел»? (Яшин)
- Причастие с зависимыми словами. (Причастный оборот)
- Кого воспитывала Елизавета Алексеевна Арсеньева? (Лермонтова)
- В каком селе находится имение родителей Пушкина? (Михайловское)
- Образное красочное определение? (Эпитет)
- Какое слово должен был сложить Кай из кусочков льда? (Вечность)
- Новгородский купец, побывавший у морского царя. (Садко)
- Слова одинаковые или близкие по лексическому значению.( Синонимы)
- Какой запретный плод ела Ева? (Яблоко)
- Кто подковал блоху? (Левша)
- Часть речи, которая обозначает признак действия. (Наречие)
Подведение итогов. Пока жюри подсчитывает очки и определяет победителя, творческая группа показывает инсценировку басни И.А.Крылова «Квартет».
Награждение победителей, участников игры и зрителей.